Для кого-то это незнакомое слово, кто-то его слышал, но не задумывался над его значением. Что же это за праздник такой в русской православной культуре, и почему так трудно некоторым разгадать таинственный смысл этого слова – «Троица»?
Я хочу рассказать о том, как Троица появилась в моей жизни. Я родилась в 1967 году в городе Донецке в советское время, когда из православных праздников в лучшем случае отмечались Пасха и Рождество, и то не всеми. Что такое Троица, я стала познавать, когда вошла в храм православный, русский, каменный, набело выбеленный, заново выстроенный (восстановленный после многих лет разрухи) в селе Вагай.
Сначала я услышала от священника вопрос: «Кто может сказать, что такое Троица?..» Дыхание спёрло, в груди что-то прорывает, но сказать, выразить это словами, сформулировать какими-то фразами… Кто же это сможет?
Потом я попала в храм на праздник Троицы в городе Лукоянове Нижегородской области, когда приехала в отпуск, где мы со своей семьёй жили и работали семь лет. Храм – это старое деревянное здание бывшей больничной лаборатории. Я работала в больнице и часто бывала в этой лаборатории. Теперь я зашла в это деревянное здание, всё украшенное маленькими берёзками, скошенной травой. Храм был переполнен людьми. Там, у алтаря, стояла заведующая терапевтическим отделением больницы, чуть дальше – реаниматолог, затем бывшая моя соседка по лестничной площадке и она же санитарка на станции переливания крови, затем Люда Склизкова – это соседка по старой нашей квартире, которая с тех пор, как мы поселились с ними по соседству, никогда не оставляла нас без своего внимания. Всегда приглашала нас к себе в баню, звала помочь им выкопать картошку, а ещё всегда брала нашего сына, Женю, к себе в семью погостить, переночевать. Это я потом узнала, что у них, у Склизковых, погиб маленький сынишка и его звали так же, как и нашего, – Женя. У них уже была большая и дружная семья – трое детей, а наш Женька звал их папа и мама – я ругала его за это.
Вот это те люди, которых я узнала в храме, а людей на Троицу в храме собралось много, все стоят и слушают молитвы, сами молятся, становятся на колени, все перед Богом равны…
И вот уже три года подряд мы всей своей семьёй ездим на праздник Святой Троицы в село Чёрное. Там идёт богослужение в старинной деревянной церкви, освящённой в честь Святой Троицы, и, как полагается по старинным обычаям, этот день Престольного праздника и есть День села. В селе Чёрном готовятся к этому празднику всем миром. После богослужения прямо на улице, несмотря на погоду, проводится концерт, накрыты столы для всех, а на концерте поют и танцуют артисты района и приезжие гости с лучшими песнями и танцами. А еще читают стихи, поэмы про село, про Россию, про Родину.
Здесь же, на улице, – ярмарка русских сарафанов и косовороток, косынок, поясков.
В этом селе с недавних пор служит в храме Святой Троицы православный священник отец Владимир. Честно служит Богу и людям и живёт в этом селе со своим многочисленным семейством. Из этого села вышел священником отец Николай – любимый и почитаемый своим народом батюшка, который служит при храме Архангела Михаила в Тюмени, но никогда не забывает своих корней и в Престольном празднике своего родного села постоянно принимает участие.
Всегда на этом празднике нас встречает доктор Копотилов Анатолий Никитич, всегда приветливый, доброжелательный, улыбчивый, с большим чувством юмора, как гостеприимный хозяин старинного русского самовара и бодрящих травяных чаёв. Долго он, одетый в русскую косоворотку, в соломенной шляпе, стоял на своём «посту», у самовара, наполнял его водичкой, разогревал дровами, угощал пирогами. Затем его сменила дочь, а потом, чуть позже, и внук. Смотришь, любуешься, умиляешься такой дружной и трудолюбивой семье. Рядом с самоваром стоял шалашик, где, как по мановению волшебной палочки, на маленькой электрической плитке пёкся блинчик «для хорошего доброго человека» – это я слышала, как хозяева угощали всех приехавших к ним гостей…
А на сцене под голубым небесным куполом казачий хор «Станичники» – низкий им поклон за красивые содержательные песни. Особенно понравилась песнь про Богородицу. Мы не первый раз слышим её, и каждый раз она берет за душу. Прекрасный дуэт «Вера» (Банникова Вероника и матушка Надежда) своим исполнением уносил нас куда-то в небо… Мне очень понравилась народная песня «Растет калина» в исполнении Валерия Кошукова. А там, недалеко от сцены, дети перетягивали канат, мерялись силой, скидывали друг друга мешками с бревна – шли юношеские состязания, победителям-силачам вручали памятные подарки. А на столах не убывали окрошка, уха, салат, выпечка, морсы…
За сценой, внизу под холмом, маленькая река Чёрная превратилась в широкую реку с зелёными берегами – «Троицкая вода – летнее половодье». Прощай село Чёрное, до следующего года, до Троицы! Чтобы опять приехать помолиться, послушать живую песню, наговориться со знакомыми, с друзьями, родными. Природой налюбоваться и потом, когда тебя спросят: «Как Троица в селе Чёрном?» Ты ответишь: «Это как по небу пробежаться!»
Если бы я была учителем рисования, я бы попросила детей нарисовать Троицу. Возможно, кто-нибудь нарисовал бы лес, а кто-то реку, а, возможно, и берёзку, которой в Троицу украшают храм. Может быть, кто-нибудь нарисовал бы маму или бабушку, а ещё кто-нибудь – храм на берегу реки, как белый корабль, указывающий путь в небо, в вечность, туда, где нет смерти.
А разгадать и понять, что такое «Троица» или описать словами – это почти невозможно, как разгадать или нарисовать – что такое любовь.
с. Вагай