Медиакарта
17:46 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Медленное путешествие

11:23 | 05 августа 2015
Источник:

ДОСЬЕ. Сергей РАССКАЗОВ. Кандидат географических наук, научный сотрудник лаборатории исторической географии и регионалистики ИИПН ТюмГУ. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (географический факультет).

В конце июля в областной столице отметили очередной День города. На этот раз вместо привычной уже формулировки о «Лучшем городе Земли» в праздничном оформлении использовался более скромный слоган - «Я люблю Тюмень».

Как бы то ни было, людям, считает географ Сергей РАССКАЗОВ, важно понимать, почему место, где они живут, лучше, чем какое-либо другое. Об этом, об образе сибиряка, а также о том, для чего нужны городские мифы, наш разговор.

Городской миф

- Тюменская область находится в Западной Сибири, но входит в УрФО. Так с какой территорией нам себя сейчас соотносить - с Сибирью или с Уралом?

- За Уралом меньше истории: по большому счету, региональная идентичность этой территории рождается в 20-

40-е гг. 20-го века. Тогда это было во многом прогрессистское самоощущение, мол, Урал - это что-то новое, передовое, технологически продвинутое. Тогда как Сибирь - это что-то старое, замшелое, связанное с Российской империей.

Но сейчас на индустриальные образы Урала накручиваются другие ассоциации - депрессивная экономика, загрязнение окружающей среды, криминалитет... Ну и зачем нам их на себя навешивать? В некоторых моментах наши образы противоположны. Если Урал - это коптящие заводы, то Сибирь - это прекрасная чистая тайга. Образ сибиряка - немного простоватый, честный, открытый человек, выросший на природе, своего рода идеальный россиянин. Этим можно пользоваться, зачем от этого отказываться?

- Если Сибирь - противоположность Урала, то о Тобольске часто говорят как о противоположности Тюмени. Откуда взялось это противостояние?

- Думаю, это соперничество - явление недавнее. В 18 в., когда Тобольск был столицей, а Тюмень - одним из уездных центров, его не было. Это все равно что Тюмени сегодня соперничать с Ишимом.

Возможно, какие-то элементы конкуренции появились в конце 19 в., когда Тюмень оказалась более динамичным городом: она опередила Тобольск по численности населения, да и купечество здесь было уже побогаче. Можно предположить, что все эти тюменские здания училищ - отчасти элемент соперничества. Мол, если нам не положены учебные заведения на государственные деньги, мы создадим свои - на средства меценатов.

В 1944 г. Тюмень становится столицей большой области, а Тобольск воспринимается лишь как далекая деревня с тюрьмами и ссыльными. Скорее всего, соперничество возобновляется в 60-х, когда Тобольском начинают заниматься ученые, в том числе из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, которые раскопали фундамент кремлевских стен и решили их реконструировать. Так что прекрасную крепость, которая сегодня многих вдохновляет, нам фактически подарили археологи и реставраторы, многие из которых не были тоболяками. Приезжие исследователи как бы заново вдохнули жизнь в представление Тобольска о том, что он являет собой что-то уникальное. Благодаря этому и начал восстанавливаться собственный городской миф.

«Золотой век» Тюмени

- На основе мифа можно построить бренд города. Сейчас много говорят о бренде Тюмени. Нужен ли он ей, и кто должен его формировать?

- Любому городу нужно прежде всего автовосприятие. Этим лучше заниматься, чем не заниматься. Если об этом не подумают какие-то умные, образованные люди, это восприятие сложится из всякого «мусора». Людям нужно понимать, где они живут и почему здесь лучше, чем в другом месте.

«Тюмень - лучший город Земли» - несколько наивно, но работает для многих горожан. Но для внешней презентации, чтобы привлечь человеческий капитал, за который сейчас конкурируют все крупные города, нам нужно что-то другое. На что можно было бы обратить внимание? Этим занимается мой коллега по лаборатории Федор Сергеевич Корандей. Например, можно обратить внимание на место Тюмени на литературной карте. В России город упоминается в основном в произведениях авторов второго, третьего порядка. Интереснее, если искать Тюмень в текстах иностранцев. В конце 19-го века, когда сюда пришла железная дорога из Екатеринбурга, а Транссиб еще не был построен, около 10 лет все путешественники ехали в Сибирь через наш город и писали про него, пусть и не всегда что-то хвалебное. Это десятилетие - «золотой век» Тюмени, когда она появляется на литературной карте мира.

Когда мы хотим презентовать место, где живем, мы пытаемся рассказать о чем-то уникальном. Но то, что уникально, нельзя поставить в общий ряд. Есть другой подход: посмотреть на вещь, как на часть какого-то процесса. Например, в 19 в. во всем мире строились пароходы. В Тюмени первая судостроительная верфь принадлежала семье Вардропперов, которые жили здесь в прекрасной усадьбе недалеко от берега Туры. В то время шотландцы разъезжали по всему свету и в очень многих местах играли важную роль в создании коммуникаций и империй.

В тюменской истории есть много интересных тем, создание бренда - задача не для одного человека и не на один день. Нельзя заплатить деньги какой-то компании и надеяться, что она создаст то, чем можно будет пользоваться веками. Максимум, что может сделать любое брендинговое агентство - собрать информацию из открытых источников, структурировать ее и выделить самое главное. И чем больше местные историки напишут про ваш город, тем больше сведений соберет эта компания.

Иногда не обязательно тратить большие деньги: в любом городе есть энтузиасты. Дайте таким людям расчистить 10-20% свободного времени, и они смогут заниматься этим систематически и выдавать какой-то результат, а не просто общие идеи. Вопрос - в системной работе.

Все знают о Распутине

- Кажется, для многих не то что Тюмень - Сибирь до сих пор «белое пятно»...

- Нам хорошо известно только то, с чем мы имеем дело. Москвичи могут знать путь от дома до метро и обратно, но при этом не знать остального города. Точно так же тюменцы плохо знают Тюмень, а россияне плохо знают Россию.

На деле в мире многие не имеют представления о Тобольске или Тюмени, однако слышали о Распутине. Но 50 процентов информации о нем - миф: либо негативный, либо позитивный. То он сущий дьявол, то святой. Остальные 50 процентов - информация о его жизни, которой нет никакой толковой оценки. А ведь этот человек был убит практически 100 лет назад. Прошлой осенью сюда приезжал историк из Сиэтла. Он сказал, что пишет книгу о Распутине, потому что все, что он читал о нем до этого, с точки зрения нормальной истории ничего из себя не представляет. Это совершенно не разработанный сюжет, и начинать здесь нужно с азов.

- Сейчас многие обратили взор в сторону внутреннего туризма. У нас основной турпоток приходится на Тобольск и Ялуторовск. А какие места в регионе, по-вашему, недооценены?

- Все. Даже Тобольск и Ялуторовск можно раскручивать дальше, интерес к ним довольно поверхностный. У каждого города есть своя сложная, интересная история, которую можно изучать, пропускать через себя. Это эмоциональное отношение - и есть культурный капитал, который в перспективе может принести деньги.

По пути в Тобольск вы видите только окраины деревень. Но сверните с дороги, по которой ездили сто раз, и вы увидите совершенно новую для себя местность. Стоит доехать до реки, которая практически в каждой деревне до сих пор играет очень важную роль, и вам откроется прекрасный вид. Большинство этих сел и деревень есть еще на картах Ремезова рубежа 17-18 вв. Об этом тоже можно рассказать туристам. И тогда это будет медленное путешествие. Вполне возможно, что до Тобольска вы так и не доедете. Но, может, иногда и не стоит туда ехать? Люди садятся в автобус и проскакивают мимо истории, которая совсем рядом. Ее просто нужно поднять из небытия и посмотреть на нее с научно-популярной точки зрения. С этого и начинается освоение своей местности.

Если говорить о туризме, то здесь нужно ориентироваться не на желание поразить всех, а на простые человеческие потребности - например, отдыхать. Все эти новые точки, которые открываются вокруг Тюмени, типа лосиной фермы, - все это шаг в правильном направлении. Просто не нужно относиться к своей территории так, как будто она никому не интересна.

Автор: Ульяна ПЛЮСНИНА (фото Екатерины ХРИСТОЗОВОЙ)