Медиакарта
0:18 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школа как центр инновационных проектов

10:45 | 02 сентября 2015

В результате модернизации образования изменились и требования, предъявляемые к современному учителю. Он должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально – педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической культурой.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства, связующим в единое целое всю систему работы звеном является методическая служба.

Образование – отрасль особая. В отличие от всех других ведомств итоги своей работы (кроме финансово – хозяйственной деятельности) оно подводит в середине года. О том, как строится методическая работа в нашем районе, на которую возложена столь ответственная миссия, рассказала заведующая методическим кабинетом управления образования Т. П. Копотилова.

– Татьяна Прокопьевна, методический кабинет как структурное подразделение управления образования обязан способствовать внедрению новых педагогических и информационно – коммуникативных технологий в образовательную практику. Что Вы отнесли бы к наиболее ярким достижениям в этом смысле по итогам 2014-2015 учебного года?

– В методкабинете управления образования работают четыре сотрудника. Должностные обязанности методистов обширны. Это курирование предметов учебного плана, образовательных учреждений, планирование и организация курсовой подготовки педагогов, организация конкурсных мероприятий для педагогов и учащихся на муниципальном уровне и, как Вы верно обратили внимание, методическое сопровождение внедрения в практику образовательной деятельности современных педагогических технологий.

В течение истекшего учебного года для учителей школ района наряду с традиционными заседаниями методических объединений прошли методические дни по различной тематике: «Организация работы с одаренными и высокомотивированными детьми» (октябрь 2014-го, на муниципальном уровне), в ноябре того же года в образовательных учреждениях прошли единые методические дни по темам, связанным с введением новых стандартов в основное звено образования, в январе 2015-го на базе Первомайской школы прошел методический день для руководителей и заместителей директоров школ по теме «Способы и цели педагогического взаимодействия с целью создания профессиональной среды общения вокруг каждого ребенка». В марте 2015-го – единый методический день на тему «Преобразование обучения для ХХ1 века».

Формат проведения таких мероприятий предполагает проведение мастер – классов, тренингов, анкетирование педагогов, проведение деловых игр, групповой работы с принятием реальных решений. Участники таких мероприятий – педагоги разных образовательных областей, и это позволяет шире транслировать, а значит внедрять в практику разные технологии обучения и воспитания.

– Работа с педагогическими и руководящими кадрами по повышению профессионализма методическим кабинетом осуществляется, как известно, в самых разных формах. Какие из них наиболее предпочтительны для методкабинета нашего управления образования?

– Частично я уже ответила на этот вопрос. Традиционные формы, доказавшие свою эффективность – семинары, практикумы, тренинги, проводимые на базе образовательных учреждений района с определенной категорией педагогов, – по-прежнему остаются в арсенале методической службы. Единый же методический день как форма трансляции опыта, что в конечном счете поможет обеспечить переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся ХХ1 века, – это новая форма, которая, безусловно, займет подобающее ей место в практике нашей работы.

– Прошу Вас назвать несколько ключевых мероприятий (конференций, конкурсов, смотров и т. д.), проведенных в прошлом году, которые, на Ваш взгляд, так или иначе отразятся на качестве работы.

– На новое качество работы педагогов, безусловно, повлияли и еще продолжают работать очень важные с точки зрения повышения педагогической культуры учителей следующие мероприятия:

августовская педагогическая конференция на тему «Развитие профессионального сотрудничества как условие достижения нового качества образования». Результатом этой работы стало определение и работа пилотной площадки на базе Птицкой средней школы по развитию социального капитала, иными словами, по развитию профессионального сотрудничества педагогов внутри коллектива, используя внутренние ресурсы;

муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, результаты которой мы уже обсуждали ранее на страницах районной газеты;

форум для родителей и педагогов «Большая перемена» (февраль 2015 года) – большое событие в жизни района. Проведение форума в образовательных округах и школах позволяет большему количеству педагогов и родителей познакомиться с технологиями, формами работы по достижению нового качества образования в условиях введения стандартов второго поколения;

традиционный для нас муниципальный этап конкурса «Педагог года», объединивший номинации «Учитель года», «Воспитатель года», позволивший победителям принять участие в региональном этапе и сравнить свою работу с работой коллег из других территорий.

– Наиболее результативный опыт работы образовательного учреждения, как правило, становится достоянием всех учителей района. Чей опыт и по какой проблеме изучен методическим кабинетом, скажем, за последние несколько лет?

– Опыт работы педагогического коллектива не возникает случайно. Только глубокий анализ кадрового потенциала, материально-технического обеспечения, выявление проблемных мест в работе и сильных сторон, результативности деятельности педагогов позволяет определить тему, над реализацией которой будет работать образовательное учреждение.

Пилотной площадкой по введению ФГОС в начальное звено обучения с 2009 года стала Вагайская средняя школа. Апробацию соединения предметных областей учебного плана и внеурочной деятельности, формирования личностных результатов вагайские учителя проводили и проводит успешно, щедро делясь своим опытом с педагогами района, рассказывая о проблемах, показывая пути их решения. Вагайская школа выбрала агротехнологическое направление преподавания предметов учебного плана, которое предполагает обучение математике, физике, биологии на профильном уровне, тесное сотрудничество с учреждениями начального и среднего профессионального образования.

В 2012-2013 учебном году пилотной плащадкой по введению ФГОС в основное звено обучения стала Тукузская средняя школа, в среднее – Дубровинская средняя. Работа и этих образовательных учреждений достаточно эффективна. Педагоги школ активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, учащиеся занимают призовые места на муниципальных, зональных, региональных этапах образовательных и творческих олимпиад и конкурсов, спортивных соревнованиях.

С 2013-2014 учебного года Карагайская школа стала стажировочной площадкой по проблеме «Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий в работе с одаренными детьми в условиях школьной сети». Результатом работы стали ежегодные многочисленные победы карагайских школьников на муниципальном и участие в региональном этапах всероссийской олимпиады обучающихся.

В 2014-2015 учебном году Птицкая школа стала пилотной площадкой по развитию социального капитала. О работе школы по этой проблеме я уже говорила ранее. Именно эти образовательные учреждения наиболее активно внедряют современные результативные педагогические технологии, транслируют опыт работы как всего коллектива, так и отдельных педагогов по различным направлениям деятельности.

– Традиционно интервью чаще всего заканчивается пожеланиями коллегам. Что Вы хотели бы пожелать учителям нашего района, от качества работы которых зависит решение сложнейших задач обучения и воспитания?

 – Уважаемые коллеги, не бойтесь трудностей, верьте в себя и в безграничные возможности ваших талантливых учеников, стремитесь к познанию нового. Хочу пожелать вам больше интересных событий в жизни, осознания нужности, важности, полезности вашего труда.

Автор: Ишмухамет ГАЙСИН