Медиакарта
20:34 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Следуйте им, и люди будут следовать за вами»

12:28 | 11 сентября 2015

Для просвещенцев района, несмотря на то, что большая часть из них еще была в отпуске, август выдался весьма насыщенным. Связано это было с подготовкой к важнейшему ежегодному форуму – традиционной педагогической конференции, стартовавшей 12 августа с пятидневного семинара – тренинга для руководителей образовательных учреждений области, в том числе и нашего района, по теме «Лидерство в образовании 21 века».

Кроме того, в рамках подготовки к конференции сотрудники департамента образования, института развития регионального образования в середине августа провели семинар – тренинг с участием методистов управлений (отделов) образования, учителей, которые позднее в роли модераторов должны были приобретенные знания передать педагогам в своих муниципальных образованиях. От нашего района в этом мероприятии участвовали 13 человек.

Сказать надо, вероятно, и о том, что новое время привнесло в активный словарь учительства достаточно много иностранных терминов: ребрендинг, коучинг, коуч, тьютор, модератор… Можно было бы заменить эти слова их русскими синонимами: коучинг – персональное консультирование, иными словами – репетиторство, тьютор – наставник, конфликтолог, психолог, однако коль скоро тюменское учительство стало осваивать прогрессивные иностранные технологии, поэтому руководство сочло логичным применять общепринятую в мире терминологию.

Затем 19 августа в г. Тобольске прошел зональный единый методический день с участием руководителей школ, дошкольных учреждений, их заместителей, методистов и учителей.

Основная проблема, вынесенная для обсуждения педагогическим сообществом в нынешнем году, продиктована, как утверждают руководители регионального ведомства, итогами выполнения контрольно – измерительных материалов ОГЭ, ЕГЭ, и звучит она так: «Региональный стандарт педагогических технологий как ключевой фактор качества образования и развития детей».

Эта же самая тема стала ключевой и для муниципального единого методического дня, состоявшегося 20 августа в здании Вагайской средней школы, в котором приняли участие все учителя района, руководители образовательных учреждений, сотрудники управления образования. Ведущая роль в его проведении принадлежала модераторам, прошедшим основательную подготовку в ТОГИРРО, – Н. В. Каневой, учителю истории и обществознания (Дубровинская школа), А. С. Карповой, учителю информатики, Т. А. Чудаковой, учителю иностранного языка, Е. С. Кисель, учителю географии (Вагайская), М. К. Юсуповой, учителю начальных классов (Дубровинская), В. Н. Мингалевой, учителю биологии (Птицкая), Т. Л. Таскаевой, учителю физкультуры (Черноковская), И. Н. Зеленской, учителю русского языка и литературы (Первомайская), И. В. Степановой, методисту управления образования.

Все учителя стали участниками тренингов по освоению продуктивно – творческих технологий. Под руководством модераторов они рассмотрели вопросы конструктивного взаимодействия с детьми, современные формы и технологии подачи учебного материала. Педагоги познакомились с новыми приемами, продиктованными требованиями времени, способствующими формированию учебных действий, с современными подходами к организации контрольно – оценочной деятельности.

Вместе с модераторами все участники тренингов составляли алгоритм деятельности преподавателя и учащихся в тех или иных ситуациях, на том или ином уроке, описывали педагогический процесс, неизбежно ведущий к запланированному результату, иными словами, обсуждали педагогические технологии, являющиеся ведущим условием улучшения качества знаний учащихся.

Наконец, заключительным этапом августовской конференции стало пленарное заседание с участием директоров школ и их заместителей по учебной и воспитательной работе, на котором речь шла о руководителе как ответственном лидере системных преобразований в педагогическом коллективе.

Отступая от темы, необходимо, вероятно, сказать о том, что в образовании степень автономности школ увеличивается, и этот процесс объективно требует новой концепции лидерства, новых подходов в управлении образовательным процессом. Кроме того, для руководителя школы ключевым вопросом является воспитание потенциальных лидеров, создание соответствующего климата для их формирования.

Учителя старшего поколения помнят, что когда-то огромную популярность в педагогическом сообществе, в том числе и нашего района, обрела книга Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать на них влияние». Помнится, он утверждал, что успех руководителя на 15 процентов зависит от знаний, а на 85 процентов – от его умения работать с людьми, располагать их к себе. Такие контрасты приведены, вероятно, для того, чтобы эффективнее подчеркнуть значение умения работать с людьми, подчиняющиеся определенным вполне конкретным законам. Тема же нынешнего пленарного заседания в известной степени продолжает почти забытую идею, которая так увлекла учительство района много лет тому назад. Законам лидерства, подчинение которым определяет уровень эффективности руководителя, и была посвещена работа директоров школ на нынешнем пленарном заседании.

Развивать способности к лидерству, строить доверительные с подчиненными отношения, умение притягивать к себе людей, вести за собой последователей учили директора Дубровинской школы Евланова Светлана Геннадьевна, Птицкой – Кузнецова Ольга Юрьевна, Шишкинской – Плесовских Ирина Георгиевна, также прошедшие основательную подготовку в областном центре.

Несколько слов о технологии проведения тренинга. В одном из номеров районной газеты мы уже рассказывали об осваиваемой вагайским учительством сингапурской технологии, названной профессиональным сообществом «сингапурским чудом». В стандарт педагогических технологий, применяемых в практике работы вагайского учительства, кажется, это «чудо» удачно вписалось, в том числе и в работе с педагогами. Именно в этой технологии и организовали модераторы работу с руководителями школ. Ключевое понятие, как и на прошлом занятии, заключалось в слове «партнер». Модераторы сумели удачно организовать работу «партнеров», основанную на командных формах, создать психологически комфортную среду.

Это занятие было направлено на формирование лидерских качеств, поиск наиболее эффективных способов взаимодействия для достижения целей, кратко, но емко сформулированных в 21 законе лидерства. О них и шла речь на тренинге. Девиз его можно было бы сформулировать так: «Следуйте им, и люди будут следовать за вами».

Законы эти были сформулированы не отечественными учеными, мы пытаемся освоить уже наработанный и оправдавший себя на практике в течение многих десятилетий зарубежный опыт. В ходе проведения тренинга его участники пришли к выводам, на мой взгляд, интуитивно ими уже прочувствованным заранее и наверняка известным: лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственное решение, затрагивающее их интересы, кто способен привести группу, в нашем случае – учителей, к разрешению тех или иных проблем, ситуаций, задач. Важнее другое: как и какие надо выработать в себе личностные качества, которые дают директору школы как руководителю образовательного учреждения право брать на себя ответственность делать выбор. Этой проблеме модераторы уделили самое пристальное внимание.

Учитывая, что этим законам должны подчиняться все руководители (а не только школ), претендующие на лидерство, для примера приведем один из них, значащийся под номером два в этом «своде» законов. Называется он «законом влияния».

Люди следуют за Вами, потому что должны (формальное лидерство).

Люди следуют за Вами, потому что хотят этого.

Люди следуют за Вами из-за того, что Вы что-то сделали для своего коллектива.

Люди следуют за Вами из-за того, что Вы что-то сделали для каждого члена коллектива.

Люди следуют за Вами из-за того, кто Вы и что Вы из себя представляете.

Автор: Ишмухамет ГАЙСИН