Медиакарта
5:07 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Воспитатель сам должен быть воспитан

Заниматься образованием ребёнка дошкольного возраста - всё равно что закладывать фундамент огромного здания. Именно на этой основе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности. Безусловно, стоит позаботиться о том, чтобы этот фундамент был прочным и надёжным.
Кто закладывает фундамент у детей Уватского района, и можно ли надеяться, что он будет достаточно надёжным, рассказала председатель комитета по образованию Уватского муниципального района С.А. Уфимцева.

- В чем особенности образовательного процесса в детском саду?

Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не потерять, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.
Хотя мы и говорим об образовательном процессе, но детей в садике не учат в школьном смысле этого слова. Если их заранее перегрузить знаниями и занятиями, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В детском саду основной вид деятельности - игра.

- А как же стандарт дошкольного образования?

- С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ» для всех дошкольных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего».
Пусть детей учит учитель начальных классов. Для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии и учебная мотивация, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Когда всё это у ребенка есть, то он готов к школе, его легко и интересно учить.

Да, действительно, стандарт предполагает результат, но это не итоговая и промежуточная аттестации, а целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Но не оценивать результаты образования ребенка - это не значит, не видеть и не понимать динамику его развития, не уметь «считывать» внешние сигналы, «посылаемые» ребенком нам взрослым. С этой точки зрения оценка нужна, но лишь для того, чтобы скорректировать формы педагогического взаимодействия с ребенком.
Каждый детский сад самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы в соответствии с принципами ФГОС ДО, которые нацелены прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. В образовательной практике мы получим более игровой и разносторонний подход, где приветствуются инновационные и активные методы педагогического взаимодействия. То есть в область дошкольного образования должна прийти педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

- Какой воспитатель нужен сегодня детскому саду?

Такой, как во все времена - добрый, приветливый, оптимистичный, внимательный, терпеливый, любознательный, коммуникабельный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за порогом детского сада. Известное выражение: «Воспитатель сам должен быть воспитан» - не потеряло своей актуальности и остается непреложной истиной для каждого, кто причастен к делу воспитания.

Педагог должен владеть определенным набором компетенций и уметь создать социальную ситуацию развития ребенка.

В работе с детьми должен стремиться проявлять творческую инициативу, использовать новые методы и технологии, постоянно заниматься самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием, совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять кругозор и рамки своих интересов.

Задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, агрессивности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.

В нашем районе педагоги дошкольного образования ежегодно имеют возможность проявить свои таланты, творческие способности во время проведения районного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года». Второй раз по итогам учебного года определяется лучший воспитатель. Данные мероприятия стимулируют воспитателей к повышению уровня своего профессионализма.

- Доступно ли дошкольное образование для всех юных жителей Уватского района?

- В нашем районе 15 дошкольных образовательных организаций, которые на начало нового учебного года посещает 1531 ребенок в возрасте от 1,5 до 7 лет. При наличии мест в детский сад принимают и детей до полутора лет.

Все детские сады полностью укомплектованы педагогическими работниками - 114 человек. Средний возраст педагогов - 38 лет. Высшее педагогическое образование у 40 человек, неоконченное высшее - 11, среднее специальное имеют 63 человека. 9 воспитателей награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ, 65 - другими ведомственными наградами.

Педагоги наших дошкольных образовательных организаций стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

- Отвечает ли материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных организаций современным требованиям?

- Постоянно работаем над приведением дошкольных образовательных учреждений в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами, правилами пожарной безопасности.
Пополняем и обновляем оборудование, мебель, игрушки.
Волнует отсутствие музыкальных и физкультурных залов в большинстве детских садов, т.к. это отрицательно сказывается на двигательной активности дошкольников.
Недостаточно игрового оборудования и на прогулочных участках.
Проблемы с приведением материально-технического оснащения дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, конечно, существуют, но стараемся их решать.

- Предоставляют ли детские сады дополнительные образовательные услуги?

- Десять дошкольных образовательных организаций предоставляют дополнительные платные образовательные услуги по различным направлениям деятельности.
Конечно, это не значит, что мы полностью реализуем потребность населения в допуслугах, т.к. в небольших детских садах есть необходимость предоставления услуг логопеда, психолога, хореографа. В некоторых населенных пунктах родители хотели бы, чтобы в детском саду был построен бассейн.
Нам очень хотелось бы удовлетворить все запросы родителей, и может быть, когда-нибудь мы сможем это сделать.

- Где родители дошколят могут получить информацию по предоставлению услуг дошкольного образования?

- На сегодняшний день наиболее наглядным и действенным способом передачи информации являются информационные стенды, которые существуют во всех детских садах.
Родители детей, посещающих автономные учреждения дошкольного образования, необходимую информацию могут получить на их официальных сайтах. В структурных подразделениях имеется страничка на сайте общеобразовательной организации.
Руководители и педагоги детских садов приглашают родителей на консультации, мастер-классы, занятия, развлекательные и спортивные мероприятия, родительские собрания. Дважды в детских садах проводился профессионально-общественный форум «Большая перемена». При посещении данных мероприятий родители также знакомятся с различными вопросами дошкольного образования.

- Ваши пожелания воспитателям и их помощникам в канун праздника, а также родителям, ведь они являются главным звеном в воспитательном процессе.

- Нам очень хочется, чтобы родители были нашими помощниками в реализации образовательной программы, создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.

В канун профессионального праздника выражаю всем руководителям и сотрудникам дошкольных образовательных организаций искренние слова благодарности за ваш нелегкий труд, любовь к своей профессии.

Желаю вам крепкого здоровья, оптимизма, успехов во всех добрых начинаниях, благополучия в семье.

К другим новостям «Уватских известий»

Автор: Лариса ФИЛАТОВ