За дверью кабинета - неугомонный девятый «В». Смех и крики во время перемены раздаются по всему коридору. Дружные и громкие, как в «Приключениях Электроника», они из всего сделают повод для смеха и дискуссии. «Один из самых способных классов», - рассказывает находящийся с ними педагог Рания Каримова. По её инициативе 9 «В» остался на незапланированную «продлёнку». Сейчас ребята немного устали, но не обижаются, потому что знают: всё, что делает Рания Закировна - не иначе как для их собственного блага.
Она всегда найдёт свободную минутку для беседы. Энергичная, жизнерадостная, лёгкая на подъём и способная всегда сделать шаг навстречу, Рания Закировна говорит искренне и просто - именно так она привыкла общаться с учениками и коллегами.
Может показаться удивительным и странным, но Рания Закировна была настоящим гуманитарием, а если сказать точнее, всесторонне развитой личностью. Когда-то она мечтала стать историком по примеру своей тёти, но неожиданно почувствовала своё призвание в ином и поступила на математический факультет Тюменского государственного университета.
Окончив его в 1993 году, в первый же месяц устроилась в ялуторовскую школу №3. «В моей трудовой книжке только одна запись», - делится Рания Каримова. На протяжении двадцати двух лет школа стала для неё чем-то большим, нежели просто местом работы. Возможно, как бы высоко это ни звучало, судьбой.
Преподаватель математических дисциплин не потеряла некоего гуманитарного начала в своём подходе к ученикам. Рания Закировна в первую очередь видит в них личности, и дети это чувствуют. Из особой подростковой солидарности никогда не позволяют себе на уроках лишнего.
«Я смотрю на детей и понимаю – таланты они всегда заметны», - считает Рания Закировна, обращая особое внимание на тех, кто одиноко стоит в коридоре во время самых весёлых перемен. К «белым воронам» у неё свой подход - она всячески старается помочь им, не задеть чуткую натуру необдуманным словом, но поблажек в виде завышенных оценок не даёт. Особенно любит старательных и упорных. Таким индивидуалистам, не плывущим по течению, считает учитель, открыты все дороги.
Интересно, что в вузе, несмотря на успехи по основным специальностям, Рания увлекалась философией. Особенно привлекали её чёткие и справедливые системы, а любимыми философами были Конфуций и Аристотель.
«Несколько лет назад наши ученики были скорее теоретиками, а сейчас - практики», - считает Рания Закировна, ведь полученные в школе знания они всё чаще применяют в повседневной жизни. Современная учёба стала невозможной без медиапроектов, работы с интернет-источниками, «обратной связи» и практического обоснования предлагаемого на уроках материала.
«Мне нравятся современные дети, - рассказывает Рания Закировна. - У них есть стремления и твёрдые цели. Если поколение девяностых было несколько потерянным и агрессивным, нынешние ребята с пятого класса твёрдо знают, куда пойти учиться после школы. Для многих из них математика - инструмент познания мира, а иногда и способ достижения цели. Сейчас школьники очень энергичны - порой от них заряжаешься энергией, даже когда они остаются у меня после уроков».
Да, для третьей школы это перестало быть нонсенсом - Рания Закировна, не считаясь с личным временем, оставляет после уроков целые классы, чтобы лучше закрепить усвоенный материал. Часто на восьмом занятии подростки буквально «лежат на партах», но каждый пытается решить логарифмическое уравнение.
«Видимо, я тот человек, которому это нужно. Я хочу, чтобы они поступили в вузы и в первую очередь на бюджет. Ведь большинство из наших выпускников выбирают технические специальности». Рания Закировна делает всё возможное, чтобы по окончании школы у ребят не оставалось обид на педагога, не давшего в нужный час необходимых навыков. А чтобы появился навык, его приходится отрабатывать путём упражнений, усилий над собой, считает она. И результаты оправдывают ожидания. Обычно средний бал результатов ЕГЭ в классах, которые ведёт Рания Каримова, достаточно высокий.
«Математика - одна из наук, которая учит структурированному мышлению», - говорит Рания Закировна. И научить ребят мыслить последовательно - одна из задач педагога. Так она «подтянула» один из самых слабых классов до достойного уровня, постоянно предлагая ученикам новые формы работы и «вручая» стопки дополнительных заданий. Во всём важна система, алгоритм, и это поможет независимо от выбранной профессии, считает учитель.
В этом году Рание Закировне поручено вести уроки в шести классах, включая выпускные.
«Прихожу домой, достаю стопку тетрадей - и так проходят мои вечера, - говорит она. И в этом режиме нон-стоп работаю не только я - так работает вся наша школа. Не знаю, что было бы со мной, если бы не муж. Он помогает мне в домашних делах».
По судьбоносному совпадению муж Рании Закировны когда-то учился всё в той же третьей школе. В ней же на глазах Рании Каримовой выросли оба её сына, старший из которых Тимур работает и учится в Надыме, а младший Артур перешёл в восьмой класс. Каримовы - дружная и гостеприимная семья, со своими традициями. Нередко всей «командой» они организовывали школьные утренники, ёлки с традиционными сказочными героями, которые запоминались выпускникам на долгие годы. Поддержка и выручка здесь с давних пор взяты за правило. «Наверное, эта школа создана для меня, - считает Рания Закировна. - С ней и с семьёй связаны мои самые лучшие года».
А недавно её наградили. Это случилось на большом торжестве во Дворце культуры. О том, что Рания Каримова стала почётным работником образования Российской Федерации, она узнала только тогда, когда на глазах у всех педагогов города её вызвали на сцену для торжественного вручения медали. На вопрос: «Как долго вы к этому шли?», слегка смущаясь, отвечает: «Я просто работаю». Может быть, для кого-то подобная награда - мечта и цель всей трудовой деятельности, но Рание Закировне некогда останавливаться и почивать на лаврах: впереди у неё столько новых классов, проектов и побед.