По данным управления образования, из 148 выпускников средних школ Вагайского района 2014‑2015 учебного года продолжают обучение 135 человек (91 % от их численности). В том числе стали студентами высших учебных заведений 43 выпускника (32 %)
В не очень далеком прошлом количество поступивших в вузы являлось одним из наиболее весомых аргументов, характеризующих качество работы образовательного учреждения. Новое время привнесло и новые подходы в оценке работы школ, эти данные в настоящее время по объективным причинам не имеют преимущества перед многими другими.
Математика в большей части вузов является профилирующим предметом при поступлении. Напомню, что на профильном уровне ЕГЭ по этому предмету сдавали лишь 46 выпускников, потому количество желающих овладеть знаниями в объеме высшей школы и не должно было превышать этот показатель.
Что касается предметов по выбору, школы не заинтересованы, чтобы выпускники для ЕГЭ набирали много дисциплин. Для них это лишняя головная боль, дополнительный контроль за качеством обучения. Может быть, в частности, и поэтому выбор предметов в школах района был весьма ограничен. Между тем это значительно увеличило бы шансы выпускника средней школы получить образование и специальность по душе.
Большая часть выпускников (92 человека) решила продолжить обучение через систему среднего профессионального образования. Оставшихся не у дел нет: шестеро призваны в армию, трое предпочли профессиональные курсы, двое трудоустроились, у двоих есть уважительные причины для того, чтобы прервать обучение на некоторое время.
Среди средних школ, лучше других подготовивших своих выпускников к дальнейшему овладению знаниями, Шестовская (из 11 школьников шестеро поступили в вузы), Супринская, Куларовская, Казанская (по 50 %). В то же время в ряде школ ни один выпускник не пожелал (или не смог) преодолеть высокую планку. В иных при достаточно солидном количестве выпускников в вузы поступили единицы.
Вернемся еще раз к практике работы школы в прошлые годы. Прием в 10 класс выпускников основной школы также входил в безусловный показатель качества ее работы. Ныне ситуация иная – школа призвана ориентировать на рабочие профессии, а потому и итоги распределения выпускников 9 класса соответствующие.
Из 232 девятиклассников основных и средних школ в 10 класс пошли менее половины, 107 человек (46,1 %). Но отрадно то, что 220 выпускников продолжают обучение, в том числе через систему среднего профессионального образования 113 школьников. Свое желание покончить с обучением три девятиклассницы двух средних школ района обосновывают довольно редкой в этом возрасте причиной – выходом замуж.
Все 100 % девятиклассников четырех школ района обучение решили продолжить в учебных заведениях СПО, а в семи средних школах количество учащихся 10 класса в 2015‑2016 учебном году минимально – от одного до трех.
Статистика же по контингенту учащихся, по данным управления образования, за последние 10 лет такова. Первые шесть лет последнего десятилетия (с 2005‑го по 2015‑й) характеризовались постепенным спадом количества школьников – с 3501 в 2005‑ом до 2659 в 2011‑ом. Таким образом, за достаточно короткий временной отрезок учащихся стало на 842 меньше. Последние же четыре года, с 2012‑го до нынешнего, идет постепенный рост этого демографического показателя: на 1 сентября 2012 года школы района приняли 2636 детей; на 1 сентября 2013-го – 2682; на тот же период 2014-го -2733; в нынешнем году – 2780.