В этом году День памяти жертв политических репрессий будет отмечаться уже в двадцать четвёртый раз. В 1991 году указом Президента РФ Бориса Ельцина он вошёл в российский политический календарь.
В исторической памяти поколений навсегда сохранятся мрачные страницы XX века, трагические судьбы людей, ставших жертвами террора, политических репрессий, преследований за инакомыслие.
5 января 1930 года было принято постановление УК ВКПБ (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи колхозному строительству». В соответствии с этим постановлением страна разделилась на три группы районов с различными сроками завершения коллективизации для каждого из них (весна 1931 г., весна 1932 г., весна 1933 г.). Уже к 31 марта 1930 года в Тюменском, Тобольском и Ишимском округах включено в колхоз более 70% всех крестьянских хозяйств.
1 февраля 1930 года вышло постановление ЦИК и СНК «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». На закрытом заседании бюро Уралобкома обсуждается вопрос о ликвидации кулацких хозяйств в связи с массовой коллективизацией. В принятом решении особое внимание обращалось на конфискацию имущества кулаков и их выселение.
Одним росчерком пера решилась судьба народа. С 1930 по 1953 год в Уватский район с клеймом «враг народа» были выселены 7420 человек. Образовалось больше 40 спецпоселков.
Невозможно ярче и достовернее рассказать о чувствах людей - «врагов народа», переживших годы репрессии, чем это сделала в своей книге заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения В.А. Усольцева.
«…Наконец, мы пришли на то место, где еще не так давно стояла деревня. На большом пространстве были собраны три кучи из остатков от былых очагов - железа, лопат, ломаных ложек, сковородок, инструментов, остатков оконных рам, печей, несгоревших бревен домов, битого стекла - всего того, без чего была немыслима жизнь на этой земле в течение 40 лет. Три кучи, как три могилы, действовали на сердце. Комок подкатывал к горлу, глаза застилали слезы. Только очертания темнеющего осеннего, без зелени, леса напоминали ушедшее. Большой поселок в три улицы с несколькими сотнями живших там людей.
Стояла страшная тишина, только сапоги, задевая траву, нарушали ее. Молча подошли к краю берега реки. Вот она - речка, наша кормилица, наш транспорт многие годы, наша спасительница. Стоя у воды, я произнесла с волнением: «Стою у речки лесной, плавно текущей у ног, тех проклинаю на свете, кто наше пристанище сжег».
Еле сдержала слезы. Решила умыться, как 47 лет назад. Попросила сделать это и других, сказав, что в поселке никто не болел простудой. Печка и речка спасали людей.
После этого я показала место на крутом берегу реки Алымки, где в 1930-1931 годах высадились спецпереселенцы, люди, которых репрессировали, раскулачили за то, что они свою жизнь отдали земле - растили хлеб. Они были сдернуты с насиженных мест, где проходила из жизнь, где сменялось одно поколение другим, оторваны от родных людей и могил родственников.
Я коротко рассказала, как переселенцы осваивали землю, отвоевывая ее у урмана голыми руками, как построили красивый поселок с многоотраслевым хозяйством - колхоз «Новая жизнь».
В раннем детстве я не понимала, что отношусь к людям другой категории. Не понимала, когда нас, девчонок, жители других деревень называли «колонками».
От мамы я часто слышала, что она родилась в уральской деревне Тумановой, от которой рукой подать до города Шадринска. Что место красивое: большие поля раскинулись на много километров. Они пересекаются сосновыми и березовыми колками. Мама рассказывала, какая красивая там местность:
- Рядом текла речка Исеть. А боры-то у нас какие красивые, чистые, не то что здесь, - вспоминала она. Помолчав, продолжала, - Господи, вид-то из Тумановой на город какой красивый. Стоят белоснежные здания, поблескивают на солнце огнем макушки церквей! А в праздник какой звон церковный льется! - Она делалась задумчивой и грустной. Потом продолжала:
- Там живут твои дедушка и бабонька. Мои родители умерли, царство им небесное. Еще там живет Анна Михайловна с дочерями, моя тетя.
Я ее внимательно слушала, но ничего понять не могла. Если там так хорошо и родные там, то зачем мы приехали сюда - в пеньки и лес?
- Да, дитя, всё нелепо получилось, - и она замолкала, уходя в свои воспоминания.
Когда мне исполнилось 10 лет, я хорошо знала, что мы раскулачены и выселены из малой родины. Снова спрашивала маму:
- А за что нас выселили?
Ответ был на удивление прост:
- Занимались сельским хозяйством.
Снова спрашиваю:
- А зачем сейчас занимаются люди сельским хозяйством? Наверное, снова выселят всех?
Ответ следовал незамедлительно:
- Много будешь знать - скоро состаришься!...
Иногда на мои привязчивые вопросы мама отвечала так:
- Хотели, дитя, чтобы все жили нормально: и ты, и Таня, Люба, Оля, Зоя, Маня. Не так, как пьяницы. - Лицо мамы становилось очень грустным. И мне было очень жаль ее. Сейчас я испытываю острое чувство стыда перед своими родителями. Мне очень стыдно, стыдно до слез, что я не узнала всей истины о той трагедии, что пережили мои родители в феврале 1930 года. Но тогда при всем моем желании я не узнала бы правды. Такое было время».
Многие сотни и наших земляков-уватцев были необоснованно подвергнуты аресту, сосланы из родных мест, заключены в лагеря. Кто-то сгинул бесследно, от кого-то остались записи подобного содержания: «Веденев Павел Петрович.1901 г., д. Алымка, ныне Уватского района. Заведующий факторией, г. Салехард. Арестован 31.07.1938 г. осужден «тройкой» Омского УНКВД 13.9. 1938. Расстрелян в Омске 13.9.1938 г. Реабилитирован 11.6.1960 г.». «Питухин Александр Иванович. 1892 г., с. Н-Роман, ныне Уватского района. Колхозник. Арестован 16.2.1938 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 11.3.1938 г. Расстрелян в Тобольске 24.3.1938 г. Реабилитирован 28.6.1989 г.».
«Шехирев Афанасий Прокопьевич. 1896 г., д. Ахманай, ныне Уватского района. В 1921-1929 гг. член ВКП (Б). Колхозный кузнец. Арестован 16.2.1938 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 11.3.1938 г. Растрелян в Тобольске 24.3.1938 г. Реабилитирован 1.12.1956 г.» («Книга расстрелянных». Мартиролог погибших от рук НКВД в годы большого террора (Тюменская область). Сост. Р.С. Гольдберг.- Тюмень: Издательство «Тюменский курьер», 1999 год).
«Несправедливо» - эти слова сопровождают не одно поколение россиян. Несправедливо поступило руководство страны, уничтожая собственный народ…
Проходят года, десятилетия, унося последние свидетельства бывших репрессий. Поэтому так необходимо зафиксировать самое важное для истории, для тех, кто и сегодня ничего не знает о судьбе своих близких.
К другим новостям «Уватских известий»
Уважаемые земляки!
В этот октябрьский день граждане России вспоминают печальные страницы истории нашего государства, безвинно пострадавших жертв политических репрессий.
Многие семьи затронула эта трагедия, разделила на друзей и врагов, заставила испытать страх, страдания, преследования и гонения.
Время справедливо расставило всё по своим местам, показало, что высшей и безусловной ценностью всегда были и остаются люди, их жизнь, честь и достоинство.
Эта дата - напоминание всем поколениям о недопустимости повторения подобных событий. Необходимо знать и никогда не забывать жестоких и трагических уроков истории.
Мы скорбим и отдаем дань памяти тем, кто погиб от политического террора, преклоняемся перед мужеством и силой духа выживших.
В.В. Якушев,
губернатор Тюменской области