Это даже не призыв, это – крик души, обращенный к обществу в целом, в том числе (а может, и в большей степени) к педагогам и родителям. «Особый ребенок», «дети дождя» – оба понятия о детском раннем аутизме. Название этого заболевания означает «погружение в себя» (от латинского autos – сам). Аутизм встречается не так уж редко – от 3 до 15 случаев на 10 000 детей, причем страдают им чаще мальчики, чем девочки. Что же такое аутизм? Можно ли помочь таким детям?
В конце октября на базе Вагайской школы специалистами районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) был проведён «круглый стол» «Особенности сопровождения ПМПК детей с расстройствами аутистического спектра». На встрече присутствовали работники социальной и медицинской сферы, педагоги, работающие с особыми детьми, а также были приглашены родители. Всего более двадцати участников.
Не обошла эта проблема и наш район. «Особых» детей, в том числе детей с синдромом аутизма, в районе немало. Они живут среди нас. Вы видели хоть раз в общественном месте ребенка-аутиста? Дети-аутисты кажутся отрешенными, безразличными ко всему, избегают прямого взгляда, стремятся уйти от контактов с окружающими людьми, а если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети предпочитают индивидуальную игру в уединении, годами могут играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки, им доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, цветочки, палочки. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающие при малейшей неудаче, «пустяке», но таком важном для аутичного ребенка. В настоящее время неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия. Они очень нуждаются в понимании. Для них нет специальных центров или садов, классов, а в «обычные» их брать не хотят. Больше кого‑либо они нуждаются в помощи. Нашей с вами помощи.
Открыла и вела «круглый стол» председатель ПМПК района Т. П. Бельская: «Сегодня нам предстоит серьезный разговор, на мой взгляд, на очень актуальную тему - о совместном воспитании и обучении детей с проблемами атического спектра с нормально развивающимися школьниками и о работе консилиума как основной форме сопровождения детей с РАС. Можно ли обучать ребенка с РАС инклюзивно? А также рассмотрим позитивный опыт инклюзивного обучения «особого» ребенка у нас в районе».
Отмечу, что в районе пять детей с официально установленным диагнозом аутизм. Но, скорее всего, эта цифра больше. Зачастую родители не видят (или не хотят видеть) очевидные расстройства аутистического спектра у своих детей и категорически отказываются от помощи специалистов. Причем эта проблема встречается повсеместно.
Более полное представление об аутизме присутствующие смогли составить после просмотра предложенного фильма «Юлины ступени». О девочке, проходившей реабилитацию в израильском центре «Суламот».
Психолог ПМПК Т. В. Терехина и врач-психиатр районной больницы Л. Б. Кучукова дополнили увиденное подробной характеристикой этого заболевания, рассмотрели его причины, рассказали, когда и как ставится диагноз.
Татьяна Владимировна подробно остановилась на инклюзии в образовании. Что это такое? Это когда школы готовы принять ребенка с особыми потребностями. Это особые условия, учебники, учителя и доктора, знающие подход к особым детям и готовые помочь. Это и коллектив, готовый принять и понять такого ребенка. Говорили о том, что эту ситуацию важно и нужно менять, и надо понимать, что это дело не одного дня.
К удивлению присутствующих, своей историей пришла поделиться одна из мам. В пять лет ее дочери поставили диагноз – аутизм. Сейчас женщина спокойно рассказывает об этом, но нетрудно догадаться, через что пришлось пройти их семье. Мама сама начала замечать, что у нее растет необычная девочка: она ни с кем не разговаривала, только сама с собой, никогда не смотрела в глаза, играла в одиночестве, постоянно что-то лепила… Сначала обратились к неврологу, потом их отправили на обследование в Тобольск, где достаточно быстро поставили диагноз. Ради дочери семья переехала в Заречный, чтобы девочка смогла учиться в коррекционной школе, в которой созданы условия для особых детей – есть педагог-психолог, учитель-логопед, постоянный медицинский работник, все учителя – стажисты, отработавшие в коррекционной школе 15 и более лет. Родителей не испугало отсутствие жилья и работы, главное, чтобы дочери стало лучше.
Продолжила рассказ учительница девочки Р. Х. Айтнякова. Новость о том, что ей предстоит обучать ребенка-аутиста, застала ее врасплох. За 19 лет работы в школе это был первый случай в ее практике. Для начала изучила соответствующую литературу, методы обучения, затем обследовала девочку для выяснения уровня ее знаний и умений. На практике постоянно возникали трудности. К примеру, буквы они изучили, используя любовь девочки к рисованию на доске. В учебниках ее отвлекали картинки и рисунки, поэтому учитель начала закрывать картинки и иллюстрации – так научились читать.
Руфина Хакимчановна с нескрываемой гордостью рассказывала об успехах ученицы. Сейчас она успешно перешла в четвертый класс, читает по слогам, пишет под диктовку, эмоционально спокойна. Кроме того, она лучше всех в классе пишет, отлично лепит, рисует, делает аппликации. (В этом мы убедились сами – работы девочки учитель привезла с собой). Но, главное, – она социализировалась. Став взрослой, она сможет реализовать себя.
Специалисты по социальной работе КЦСОН района рассказали об услугах, которые оказывает Центр детям-инвалидам, о программах реабилитации и их реализации, ответили на вопросы присутствующих.
В завершение мероприятия Татьяна Петровна сказала, что есть разработанные способы и методы, которые можно применять на уроках. Главное, видеть не проблемы, а видеть детей.
Несмотря на то что «круглый стол» прошел очень насыщенно, его участники получили много полезной и нужной информации, но, по общему мнению, они рассмотрели лишь верхушку «айсберга». Впереди – большая совместная работа, у которой одна цель – помочь детям и показать родителям, что они не одиноки.
Остается открытой еще одна важная проблема – отношение общества к особым детям. Решение ее только в наших с вами руках.