Отдавая дань уважения к славному прошлому Вагайской средней школы, талантливым педагогам, вдумчивым, искренним, одаренным, ответственным, творившим ее историю, педагогический и ученический ее коллективы приняли решение провести в начале декабря торжества, связанные с этой славной датой.
В юбилеи учреждений, организаций принято вспоминать о наиболее существенных событиях, фактах, так или иначе оказавших влияние на дальнейшее их развитие. В Вагайской средней школе в должности ее руководителя мне посчастливилось работать 28 лет, с 1978‑го по 2006‑й. Об этом отрезке времени ее истории и пойдет далее речь в настоящей статье.
В 70‑80 годы пристальное внимание уделяли общественным формам воспитания. Поэтому в 1979 году министерством образования было принято решение об открытии школ и групп продленного дня как одной из его действенных форм. В том же году отдел образования предложил Вагайской школе работать в новом для нее режиме. Защитив в районо проект опытно-экспериментальной работы «Школа продленного дня» всех учащихся 1‑9 классов мы перевели в новые для них условия работы. А это 18 групп, около 600 детей, которых надо было обеспечить полноценным калорийным питанием. Кроме того, для всех учащихся начальных классов надо было создать условия для послеобеденного сна. Во второй половине дня под руководством воспитателей проводилась так называемая самоподготовка. В этом статусе Вагайская школа работала 12 лет, до 1991‑го.
Работать в этом режиме было очень сложно. Достаточно сказать, что столовая основного корпуса могла одновременно вместить около сотни детей, столовая же начальной школы – до 30‑35. А в часы, предусмотренные школьным режимом, классные комнаты превращались в спальни. Благодаря изобретательности, упорству, ответственности в первую очередь воспитателей Вагайская школа продленного дня свою миссию, возложенную на нее обществом, достойно выполнила.
В 70‑80 годах под усиленным контролем вышестоящих инстанций находилось трудовое воспитание школьников. Всем руководителям предприятий, организаций, учреждений райцентра райком партии предписал создать определенное количество рабочих мест, определить наставников для старшеклассников, которые обязаны были обучать их практическим приемам и навыкам работы по своей профессии. Не случайно в те годы некоторые выпускники, получив аттестат о среднем образовании, шли непосредственно на производство.
Особая страница в истории школы – ее ученическая производственная бригада. Своим становлением, результативностью работы, высокими достижениями, авторитетом не только в районе, но и в области, во многом она обязана одаренному и ответственному ее руководителю – заместителю директора по воспитательной работе Антонине Андреевне Ламинской и талантливому учителю трудового обучения Сергею Яковлевичу Аксенову, который вместе со своими помощниками – старшеклассниками выполнял весь цикл работ на поле ученической производственной бригады. Благодаря Ламинской А. А. и Аксенову С. Я. школьная ученическая бригада в районном конкурсе УПБ часто получала звание лучшей и достойно представляла Вагайский район в областных конкурсах. В состязаниях на звание «Лучший юный пахарь», проводимых райсельхозуправлением, воспитанники Сергея Яковлевича достаточно часто выходили победителями. На деньги, заработанные школьниками на картофельном поле, ежегодно несколько групп учащихся ездили по путевкам по городам Советского Союза.
Педагогический коллектив школы умел работать на уровне требований, предъявляемых временем. С 1983 года педколлектив приступил к практической реализации программы «Улучшение качества учебно – воспитательного процесса на основе оптимизации». Этому предшествовало неоднократное участие в семинарах, проводимых членом – корреспондентом АПН М. М. Поташником, пропагандистом этой идеи, приглашенным из Москвы в областной центр институтом усовершенствования учителей.
Надо сказать, что в 70‑80 годы ИУУ (позднее ТОГИРРО) подготовку педагогов, в том числе и общекультурную, считал приоритетным направлением своей работы. Многие учителя нашей школы принимали участие в семинарах, проводимых такими корифеями педагогики, как В. В. Загвязинский, Ш. А. Амонашвили, Н. Н. Суртаева, Н. Е. Щуркова и другие, что, естественно, способствовало профессиональному росту, повышению их педагогической культуры.
Психологический микроклимат школы, доброжелательная творческая атмосфера, потенциал педагогического коллектива способствовали формированию в ней инновационной атмосферы.
В 1990‑91 учебном году педколлектив школы защитил в отделе образования проект «Организация внеурочной воспитательной работы на основе использования методики коллективного творческого дела». Эта методика впоследствии прочно вошла в школьную жизнь как один из эффективных способов совершенствования ученического самоуправления. Педагогическое руководство этой работой осуществляла А. А. Ламинская.
Надо сказать, что Вагайской школе и мне как ее директору повезло в том, что в разные годы заместителями по учебной работе трудились одаренные, талантливые педагоги Галина Михайловна Калибабова, позднее Николай Александрович Банников, Нина Алексеевна Шевелева, по начальным классам – Надежда Васильевна Сухинина. Под их руководством в школе была создана стройная система повышения профессионализма, методического мастерства учителей школы. Не случайно Вагайская средняя все годы являлась базовой школой по методической работе.
В 1992‑93 учебном году без изменения учебного плана школа первой в районе перешла на иную систему организации учебно-воспитательного процесса – в режим пятидневной учебной недели с шестым развивающим днем. Естественно, столь серьезному нововведению предшествовала основательная подготовительная работа – мы должны были быть уверенными в том, что новый режим работы не приведет к ухудшению качества знаний школьников, и защитой своей программы опытно-экспериментальной работы убедить в этом вышестоящие контролирующие инстанции. У нас это получилось. Спустя продолжительное время в этот режим стали постепенно переходить и другие школы района.
Новое время в работу школы привнесло принципиально новые подходы в организации школьной жизни. К их числу в первую очередь, вероятно, надо отнести новую общешкольную проблему, к реализации которой школа приступила в 1994‑95 учебном году. Это направление работы, продиктованное новыми веяниями и которое прочно вошло в школьную жизнь на все последующие годы, называлось так: «Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса». 21 ноября 1997 года общешкольной конференцией была принята Конституция Вагайской средней школы. Этот день вошел в историю школы как день рождения детской организации «Республика «Мы». Конференция избрала моего коллегу, президента этой республики, сформировала руководящие органы школьной организации. Созданная 18 лет тому назад, она до настоящего времени хранит традиции, возникшие почти два десятилетия тому назад.
В 1994‑95 учебном году Вагайская школа, как и все другие образовательные учреждения, перешла на базисный учебный план, предусматривающий введение новых курсов: мировая художественная культура – в 10‑11 классах, этика, этикет, эстетика – 5‑6 классы, введение в экономику – 10‑11 классы, историческое краеведение. Наряду с этим коллективу учителей приходилось решать и менее масштабные вопросы: обучение детей с шестилетнего возраста, развитие кабинетной системы, безотметочное обучение детей в начальных классах и т. д.
Возвращаясь в советское прошлое школы, нельзя не сказать о нашей пионерской организации, носящей имя Зои Космодемьянской. Возглавляла эту работу изобретательная, артистичная, одаренная старшая пионервожатая Анна Ивановна Макарова. Благодаря ее фанатичной преданности делу, которому она служила, пионерская дружина жила интересной, полнокровной, насыщенной полезными делами жизнью. Не случайно на районных пионерских слетах дружина имени З. Космодемьянской в течение десятилетий становилась обладательницей высокого звания правофланговой.
Содержательность работе педагогического коллектива тех лет придавала блистательная плеяда звезд первой величины, работавших тогда в школе: Елизавета Константиновна Карпова, Александра Михайловна Николаева, Людмила Федоровна Михайлова, Марина Антоновна Конева, Галина Петровна Кутафина, Мария Афанасьевна Доронина, Валентина Васильевна Кузнецова, Тамара Васильевна Малюгина, Надежда Федоровна Чусовитина и многие другие.
Нынешнее поколение школы-юбиляра бережно хранит традиции, уходящие своими корнями в далекое ее прошлое.
Уважаемые ныне работающие учителя, ветераны педагогического труда, учащиеся, примите самые искренние поздравления в связи с юбилеем школы!
130 лет для истории – это лишь миг, а для многих поколений выпускников, ветеранов труда и нынешних учителей – это незабываемое событие, которое дарит прекрасные воспоминания о ярких буднях прошлого и открывает новые возможности для творческой деятельности.
От всей души желаю педагогам новых свершений, профессиональных побед, школьникам – успехов в учебе и примерного поведения, ветеранам и выпускникам – активного участия в делах школы.
Всем доброго здоровья, благополучия, радости и оптимизма!