20 декабря 2015 года исполнилось 20 лет со дня образования Управления Федерального казначейства по Тюменской области.
Экскурс в историю.
История казначейства неотделима от истории развития Российского государства в целом, а зарождение этой службы произошло еще во времена Древней Руси, когда при княжеских и боярских дворах появилась должность казначея - хранителя материальных ценностей. Так, в XV веке в период правления Ивана III появились казенные дворы, а пришедший к престолу Петр I, распустив боярскую Думу, организовал Сенат. При царствовании Екатерины II была введена должность уездного казначея, в обязанности которого входило прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. Так было положено начало сосредоточения государственных доходов и расходов в одном ведомстве.
Следующим этапом развития казначейства стал манифест Александра I об учреждении министерств в 1802 году.
С приходом к власти императора Александра II произошли коренные изменения в жизни страны, повлекшие за собой и финансовые преобразования, была поставлена задача – ввести единство кассы. В 1821 году создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов.
К 1917 году Департамент государственного казначейства был основным в системе Минфина и выполнял следующие функции: устанавливал бюджет для каждого уезда; ведал составлением и рассылкой окладных листов; продажей государственных бланков и гербовой бумаги; взысканием штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий, выдачей кормовых денег арестантам; земским сбором; выдачей паспортов; ведением следственных дел о чиновниках уездных казначейств и дел по недоимкам, взысканиям, штрафам; ведением отчетности по государственным доходам и расходам.
В 1918 году казначейство было расформировано. Так с развитием рыночных отношений и сети коммерческих банков бюджетные средства ушли из-под контроля Правительства Российской Федерации, и возникла необходимость в создании нового финансового органа, способного осуществлять исполнение федерального бюджета.
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года было создано Федеральное казначейство в составе Министерства финансов Российской Федерации. И вот уже два десятка лет ведет учет доходов и расходов бюджета Федеральное казначейство.
20 декабря 1995 года отсчет своей работы ведет УФК по Тюменской области. 1996 год стал годом создания 25 отделений по городам и районам юга области. С июля 1996 года Отделение по Омутинскому району (с 2011 года - отдел № 13) приступило к выполнению казначейских функций. На должность руководителя Отделения назначена Гебель Надежда Михайловна. У истоков стояли Гебель Нина Игнатьевна и Осинцева Мария Ивановна. Со временем в ряды казначеев влились новые специалисты: А.И. Гебель, О.Л. Романова, М.В. Ефименко, Н.М. Кокорина, М.Г. Бушмелева, В.В. Ефименко.
В 1997 году все бюджетополучатели были переведены на обслуживание через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. Сегодня в отделе обслуживается 17 участников бюджетного процесса, из них 5-федерального уровня, 1- областного, 10 местного, 1- ПФ РФ, открыт 31 лицевой счет.
Отдел осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, контроль за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие в 1998 году Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Функциональное развитие системы казначейских органов тесно взаимоувязано с проходящими в России с административной и бюджетной реформами., внедряются новые нормативные документы.
Казначеи в своей работе используют самые передовые методы, внедряют информационные технологии. Так, внедренная система электронного документооборота позволяет клиентам более оперативно, без затрат времени, со своего рабочего места осуществлять передачу платежных документов по электронным каналам связи, а модернизация обеспечивает полную автоматизацию процесса составления отчетности для своевременности принятия управленческих решений на всех уровнях власти, произошла замена существующих разрозненных информационных систем единой автоматизированной системе Федерального казначейства по выполнению всех функций, обеспечивая непрерывность и связность исполнения технологических процессов. Все бюджетополучатели были переведены на систему удаленного финансового документооборота или СУФД-онлайн , для обеспечения взаимодействия участников бюджетного процесса с органами Федерального казначейства в режиме реального времени.
Затем, с января 2014 года осуществляется переход на кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской федерации Федеральным казначейством.
С 1 января 2015 года на Федеральное казначейство возложены полномочия по обеспечению наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которых открыты в органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации(муниципальных образований). Сегодня одним из перспективных направлений совершенствования системы бюджетных платежей является решение по минимизации наличного денежного обращения путем использования банковских карт.
В настоящее время государством сделан еще один шаг вперед, ведется работа по формированию в «Электронном бюджете» Сводного реестра участников бюджетного процесса по формированию и ведению ведомственных перечней государственных (муниципальных) работ (услуг) в компоненте ГИИС УОФ «Электронный бюджет» для ведения ведомственных перечней. Его цель в том, что обеспечивается прозрачность и эффективность в сфере закупок и оказания государственных и муниципальных услуг, открытость информации об учреждениях их деятельности и имуществе, подотчетность деятельности органов местного самоуправления.
От развития казначейства во многом зависит эффективность работы финансовой системы, как государства, так и отдельных областей. Понимая ответственность за работу с государственными средствами, каждый из нас старается не только выполнить ее в строгом соответствии с законом, но и вовремя подсказать, проконсультировать наших клиентов в деятельности по своему направлению.
Грамотно и успешно реализовать поставленные задачи помогает слаженный и стабильный коллектив. В настоящее время в отделе работает 3 опытных и квалифицированных специалиста. Свыше 10 лет отдали становлению казначейской системы - Л.В. Кочнева, Е.В.Яковлева, И.С. Чемакина.
В преддверии 20-летия образования УФК по Тюменской области хочется поздравить всех коллег и пожелать им финансового благополучия, спокойствия, оптимизма, здоровья, мира и добра.
Начальник отдела № 13 УФК по Тюменской области Людмила Кочнева