Медиакарта
9:30 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Верны традициям России

Не так давно специализированная группа добровольной подготовки к службе в Вооруженных Силах «Русичи» Вагайской средней школы отметила 15‑летие со времени ее создания.

15 ноября 1997 года Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Указ «О создании кадетских корпусов, кружков, классов на базе общеобразовательных школ». С этого времени началось массовое возрождение кадетского движения, дошедшее до нас спустя три года после выхода официального документа.

Инициатива формирования таких групп в Вагайском районе принадлежит И. И. Гайсину, работавшему тогда специалистом по молодежной политике администрации района. Он и предложил сформировать кадетский класс при Вагайской средней школе, снабдив необходимыми нормативными правовыми документами. Первым руководителем этой группы, объединившей 28 юношей, был А. В. Калибабов, преподаватель ОБЖ Вагайской школы.

Всякое новое дело всегда связано с преодолением. Становление вновь сформированного объединения школьников, естественно, оказалось довольно сложным делом: опытом подобной работы не располагал никто, методической литературы нет, подсказать некому. Все это пришло потом, со временем. Тем не менее свое предназначение – воспитание патриотически настроенного, дисциплинированного, физически развитого молодого человека – эта группа, которая позднее стала называться кадетским классом, выполнила. Основы будущих ее успехов, побед были заложены 10‑15 лет тому назад.

Получилось так, что в силу ряда объективных причин в 2005 году кадетский класс временно свою работу прекратил. Возобновление ее деятельности на качественно ином уровне связано с созданием в районе в 2006 году станичного общества, которое возглавил наказной атаман полковник запаса Семен Михайлович Зайнуллин. Он и стал с тех пор руководителем кадетского класса, и вот уже в течение 10 лет работает в этой должности. Сейчас кадетский класс «Русичи» авторитетная в области группа добровольной подготовки к армейской службе, входит в десятку лучших в области среди подобных ему формирований. Чтобы быть более убедительным, приведу несколько примеров. «Русичи» показывают высокий уровень подготовки, участвуя в оборонно-тактических играх, в спортивных соревнованиях, проводимых в разных территориях региона. Кадеты могут гордиться достижениями своих «однополчан»: Южаков Артем награжден специальным нагрудным знаком «Отличник подготовки к военной службе», Вера Шевелева на сборах в оборонно-спортивном лагере «Ратники» заняла первое место по стрельбе из автомата, набрав 90 очков из возможных 90. Катя Зеленина за свои достижения награждена медалью Ермака, Толя Глоткин, Вася Рябинин из рук наказного атамана В. А. Ницына получили памятную юбилейную медаль «425 лет Сибирского казачьего войска», большая группа кадетов получила материальное поощрение за успешную подготовку к армейской службе.

Кадетский класс ныне располагает достаточно богатой материальной базой, в его арсенале имеются пневматический тир, четыре комплекта альпинистского снаряжения, парашют, четыре автомата, шесть комплектов ОМП, необходимая учебно-методическая литература.

«Вагайские кадеты, – говорит их руководитель С. М. Зайнуллин, – достойно представляют наш район во всех проводимых в области мероприятиях, связанных с кадетским движением. «Русичи» живут насыщенной значительными делами жизнью. Назову лишь некоторые мероприятия нынешнего года, в которых мы принимали участие: 18 кадетов присягнули на верность кадетскому движению; участвовали в закрытии «Вахты памяти», прошедшем в п. Заречный, селах Домнино и Тукуз, д. Осиновской, в слете специализированных групп подготовки к службе в ВС, посвященном 70‑летию Победы, в военно-спортивной игре «Суворовский натиск», в ходе которой кадеты подверглись испытанию на выживание в условиях автономного проживания, учились оказывать помощь в экстремальных ситуациях, кадеты продемонстрировали высокий уровень физической подготовки, теоретических знаний …».

Мне представляется, что деятельность вагайских русичей окутана неким романтическим ореолом. Их специальная красивая форма, которой они, безусловно, гордятся, почетный караул в дни воинской славы и в дни праздников, посвященных славным датам истории, принятие присяги, где они клянутся соблюдать Кодекс чести кадета … – все это объединяет таких романтиков, все это, безусловно, имеет воспитательную составляющую, что и является конечной целью этой работы.
В контексте значительных изменений, происходящих в обществе в настоящее время, особенно актуальными становятся проблемы гражданско-патриотического воспитания молодых людей. «Сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, воспитание у молодежи гражданственности и патриотизма, чувства гордости за наше историческое и боевое прошлое – в этом мы видим предназначение нашей работы, – говорит Семен Михайлович, – все проводимые нами мероприятия имеют воспитательный потенциал, будь то празднование дней воинской славы или организуемые в течение учебного года встречи с ветеранами. Или вот как переоценить воспитательно-патриотическую функцию почетного караула в дни торжества, возлагаемую на кадетов, участие в «Вахте памяти», приуроченной к событиям Великой Отечественной войны».
Принятие присяги также стало доброй традицией русичей. А это значит, что кадет обязуется блюсти морально-нравственный кодекс, кодекс чести, систему общеобязательных правил, которая предписывает и регулирует нормы поведения и взаимоотношений между людьми: быть честным, не лгать, помогать товарищу, не сквернословить, деликатно относиться друг к другу… Одним словом, честь и добрые дела – самые важные постулаты для кадета. А смысл первого пункта Кодекса чести коротко можно сформулировать так: «Будь верным России!»

Учебный план кадетского класса обширный. Он предполагает изучение истории России, тактическую, строевую, огневую, физическую, парашютную, медицинскую виды подготовки. На районном слете юных ратников, к примеру, кадеты должны были продемонстрировать уровень строевой подготовки, навыки обращения с оружием, участием в разных видах спорта показать уровень физической подготовки, умение стрелять… «Русичи» выступили достойно. В их лице Вооруженные Силы получат вполне надежных, нравственно и физически подготовленных к исполнению воинского долга молодых людей.

Курсантами Тюменского высшего командно-инженерного училища в настоящее время являются бывшие кадеты Александр Тимкин, Сергей Таскаев, Алексей Таскаев. Окончили это учебное заведение и в настоящее время служат в Вооруженных Силах выпускники кадетского класса старший лейтенант Сергей Прозоровских, капитаны Лаврентий Фролов, Игорь Паренкин, Дмитрий Кабукин, Алексей Тимкин. Уральский институт ГПС МЧС России окончили Анатолий Глоткин, Василий Рябинин, в настоящее время его курсантами являются бывшие кадеты Андрей Долгушин, Павел Арканов, Наталья Рыбакова.
Возможно, на их выбор в той или иной степени повлиял и руководитель этих единомышленников С. М. Зайнуллин, деятельность которого за успехи в военно-патриотическом воспитании молодых людей отмечена многочисленными поощрениями, в том числе Благодарностью директора департамента по спорту и молодежной политике администрации области, несколькими Почетными грамотами директора Центра допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост», дипломом областного совета ветеранов и областного совета ДОСААФ, Почетной грамотой и Благодарностью главы администрации Вагайского района. Не менее ценным поощрением за свою работу Семен Михайлович считает скромное Благодарственное письмо, которым наградили его сами кадеты «За успешное проведение второй профильной смены ОСПЛ «Ратники».

За 10 лет работы С. М. Зайнуллина в этой должности через кадетский класс прошли около 100 учащихся Вагайской школы. «В своей работе мы руководствовались региональной программой «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области на 2013‑2015 годы», утвержденной правительством региона, а перспективы дальнейшей работы в этом направлении определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан на 2016‑2020 годы». Целевая установка остается, естественно, прежней: воспитание у молодежи гражданственности и патриотизма, сохранение исторической памяти, воспитание духовности – всего того, что именуется гражданско-патриотическим воспитанием», – говорит руководитель кадетского класса.

Семен Михайлович попросил передать через газету искреннюю признательность В. Косолапову, А. Однодворцеву, А.Шаргину за ту финансовую помощь, которую они оказывают кадетскому классу в их многранной, насыщенной полезными делами и помыслами жизни.

Автор: Ишмухамет ГАЙСИН