Медиакарта
6:11 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Внучка мельника, дочь сельского учителя, но душой городская

Внучка мельника, дочь сельского учителя,  но душой городская
16:08 | 18 октября 2010
Источник: Светлый путь

«Помню, как в пионерском лагере, училась я тогда в четвёртом классе, какая-то ученица галстук потеряла. Вожатая выстроила нас и давай спрашивать, кто взял галстук? Мы ведь тогда гордились тем, что пионеры, поэтому очень испугались. «Смотрите мне в глаза!» - требовала она. А для меня это было настоящей каторгой – у меня от природы глаза разного цвета. Естественно, я их сразу опустила, и все подумали на меня».

Говорят, что без прошлого нет будущего. И это правда. Ведь эти детские воспоминания прошли с героиней сегодняшней истории через всю её жизнь! Они и сейчас, спустя десятки лет, прозрачны и чисты, как слеза младенца, они дороги сердцу пожилой женщины.

Роза Фадеевна Алексеева (Васильева) родилась в 1929 году в деревне Анат-Косы Аликовского района Чувашской автономной республики. В семье Фадея Васильевича и Клавдии Игнатьевны Васильевых было четверо детей. Глава семейства учительствовал в сельской школе.

–Как же вы в Нижнетавдинском районе оказались? - спрашиваю у Розы Фадеевны.

–В 1935 году муж папиной сестры переехал в Сибирь. В Чувашии искать было нечего: деревня на деревне, леса нет, с дровами тяжело. Ему сразу пришёлся по душе Нижнетавдинский район, тогда ещё Велижанский. Дядька купил дом в Большом Хуторе, стал папу звать туда. Отец нас в охапку – и в Сибирь. Поселились мы в Велижанах, приобрели дом. Там и прожили до 1967 года.

В 1937 Роза пошла в первый класс в Велижанскую среднюю школу. Учиться девочке очень нравилось. Дело всей жизни её отца, Фадея Васильевича, помогло сделать выбор будущей профессии – после окончания школы Роза поступила в Тюменское педучилище на заочное отделение. Девочка рано стала самостоятельной; будучи студенткой, работала в Искинском детском доме. В то время в районе было четыре детдома – в Иске, Юрты Иске, Носырево и Заморозовке. Во время войны и после местные женщины приводили туда своих детей. А что оставалось делать, когда семеро по лавкам, и все хотят есть.

–Военное время хорошо помните?

–Я училась в пятом классе, когда война началась. Помню, как к нам в деревню целыми эшелонами привозили эвакуированных поляков, калмыков, украинцев, поволжских немцев. В 1942 привезли жителей блокадного Ленинграда. Повсюду стоял плач, люди утешали друг друга, как могли.

Отец мой 1896 года рождения. Ему было 45 лет, когда его отправили в Челябинскую область проходить боевую подготовку на открытой местности. Папа чудом не попал на фронт: ноги начали опухать, и его отправили домой. Но дома он не сидел ни дня, мы его почти не видели, всё работал. Мы, дети войны, были зачислены в трудовую бригаду, выращивали овощи на пришкольном участке, работали на полях.

–Родители дали Вам необычное и редкое имя…

–Ох, моё имя – это вообще отдельная история, - с улыбкой признаётся собеседница. - Я в детстве так обижалась на маму с папой. Всё причитала: «Что, не могли меня Маруськой или Любкой назвать? Придумали тоже – Роза!». А папа смеялся и говорил: «Эх ты, дурёха, тебя же в честь Розы Люксембург назвали». Я, конечно, сильно комплексовала из-за имени, да ещё глаза разные…

Не думала тогда Розочка, что пройдут годы и маленькая худенькая девчушка вырастет настоящей красавицей, превратится в прекрасную розу. Встретит первую любовь, родит дочку.

–Роза Фадеевна, как сложилась Ваша жизнь после педучилища?

–Я поступила на географический факультет в Тюменский учительский институт. Теперь такого учебного заведения уже нет. Вскоре факультет закрыли, и я перевелась на отделение русского языка и литературы. В 1953 окончила учёбу и вернулась в Велижаны, мне сразу же предложили должность директора Понизовской школы. Но я переиграла сценарий жизни – выскочила замуж.

От карьеры педагога женщина всё-таки не отказалась, она пошла работать в школу, что находилась в деревне Заморозовке Чугунаевского сельского совета, учителем русского языка и литературы.

–Первый рабочий день помню смутно, лишь белёсые, чернявые, рыжие головы да испуганные детские глазёнки передо мной. Там я отработала всего два года, потом перевели инспектором в районный отдел образования.

Семейная жизнь молодой женщины, к сожалению, не заладилась.

–Дочке было два года, когда мы с мужем расстались, - говорит Роза Фадеевна.

Но она ни разу не пожалела о расставании, ведь тогда бы не встретила самого дорогого и близкого её сердцу человека.

После сорока у женщины наступает вторая молодость, женская красота становится другой, более яркой, более выразительной. В сорок и любится по-другому. Со вторым супругом Демьяном Германовичем Алексеевым Роза познакомилась, когда ей исполнилось сорок лет (муж старше её на четыре года). И у неё, и у него уже было прошлое, у обоих были уже взрослые дети.

–Поздняя любовь, она, наверное, иная?

–Об агрономе Алексееве я знала понаслышке, отец мне много о нём рассказывал. Когда его, наконец, случайно увидела, он не произвёл на меня особого впечатления. И в качестве мужа я его рядом с собой не представляла. В 1968 мне пришлось переехать в Тюмень. Я хоть и внучка мельника, дочь сельского учителя, но душа у меня всегда рвалась в город, в интересную, насыщенную и не обременённую деревенскими заботами среду. Через год приехала в Иску навестить родителей, которые к тому времени уже переехали туда, и столкнулась в родном доме с Демьяном. Вернулась в Тюмень, где жила на съёмной квартире. И вот однажды раздаётся звонок в дверь. Открываю – он! В августе 1969 мы расписались. Вместе вот уже сорок один год!

В своём спутнике Роза нашла не столько большую любовь, придающую трепет душе и волнение сердцу, как это бывает в юности, сколько преданность, надёжность, уверенность в завтрашнем дне. Рядом с ним она была как за каменной стеной, а о большем эта скромная женщина и не мечтала. В 1972 супруги Алексеевы приобрели кооперативную квартиру в Тюмени, но «кочевая» жизнь на этом не закончилась. Был ещё и Нефтеюганск, и Заводоуковский район, и снова Тюмень, где Роза Фадеевна проработала в облбытуправлении несколько лет, оттуда и на пенсию пошла.

Демьян Германович никогда не любил шумный, пыльный город. Он родился и вырос в сельской местности, душой прикипел к природе родного края, к деревенскому быту. Когда услышал, что в Иске дом продаётся, сердце загорелось надеждой!

–Вот уже более тридцати лет мы в этом доме живём, - обвела рукой просторную уютную комнату хозяйка. – Есть у нас и огород с теплицей, и сад. Раньше держали своё хозяйство, пасеку, но теперь уж здоровье не то, воды с колонки принести сил не хватает. Десять лет я живу «на чемоданах», зову своего деда в Тюмень жить, там и квартира осталась, но он у меня упрямый. «Нет, - говорит, - и точка!»

Роза Фадеевна провела нас по приусадебному участку, показала плоды своих умелых рук: ветвистую красавицу-яблоньку, множество цветов, раскинувшихся разноцветным бархатным ковром по всему саду, ягоды и овощи.

Вышли за ограду и увидели ярко-красную звезду на калитке – в этом доме живёт ветеран Великой Отечественной войны!

Демьян Германович Алексеев был призван на фронт в 1943, служил в Прибалтике. Несколько раз был ранен, имеет боевые награды. Мы уже рассказывали о нём на страницах газеты, поэтому многие знакомы с этим человеком.

У супругов Алексеевых есть общее увлечение – долгие годы они участвовали в художественной самодеятельности, пели в фольклорном ансамбле «Сударушка» при Искинском сельском Доме культуры.

–Я и сейчас с удовольствием посещаю клуб, - говорит Роза Фадеевна. – Но девчонок пре-дупредила: петь буду, а вот на сцену ни за что не полезу! Немолодая я уже для этого.

Друг для друга супруги всегда с радостью споют, прочитают стихи и просто поговорят по душам. Скучать пожилым людям не приходится. А если дети с внуками да с правнуками в гости приедут, то в доме настоящий праздник устраивают!

Елизавета КУН,

Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)