Медиакарта
4:11 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Остановиться, оглянуться...

Жительница деревни Новорямова Ирма Эдуардовна Власова 1940-го года рождения принадлежит к поколению, которое застало войну в младенческом возрасте. Уроженка деревни Шваб Саратовской области, она была единственным ребёнком у родителей. Когда по указу Сталина всех немцев Поволжья изгнали с родных мест в отдалённые районы страны, ей исполнился только год, поэтому события тех лет Ирма Эдуардовна знает только со слов матери и бабушки. «Выселить с треском!» - именно так они называли депортацию без вины виноватых людей немецкой национальности. На сборы было отведено несколько часов, количество вещей, которые можно было взять с собой, строго ограничивалось. Наспех побросали в большой ящик документы, взяли кое-что из одежды и немного продуктов. Дом, скотина, мебель и прочее, нажитое годами имущество, кинули на произвол судьбы… Дорога была долгой и трудной, а вот куда их всех везут - никто и ничего до поры до времени не знал... 

- Для нас новым местом жительства определили деревню Новорямова, - рассказывает собеседница. - Как местные жители отнеслись к переселенцам – не знаю, родители эту тему старались не затрагивать. Вскоре отца забрали в трудармию, которая отняла у него здоровье, потом и жизнь, а у моей мамы - надежду на семейное счастье… В последнем письме он писал: «Дорогая женушка, пришли мне хотя бы немного картофельных очисток…». Потом нас известили, что его больше нет... 

Оттуда редко кто возвращался, условия работы и проживания у трудармейцев были невыносимые, не мудрено, что среди них была высокая смертность: очевидцы рассказывали, что каждое утро из бараков выносили по несколько покойников. Их клали на ручные сани, везли в ближайший лес, закапывали в сугробы или прошлогодние листья: копать могилы ни у кого не было сил…

- Так я осталась полусиротой, а мама – вдовой, замуж она больше не выходила. Говорила, что родного отца никто не заменит, а вот обидеть – могут…

Но надо было жить дальше… Постепенно всё стало налаживаться, «привыкаться»… Не закончив школу, Ирма пошла работать на ферму, хотя мать поначалу категорически возражала: «Труд доярки – тяжелый, а ты мала еще, да и учиться тебе надо...». Но девочка-подросток была настойчива… 

- Поначалу приходилось доить вручную, потом аппаратами, молокопровод запустили - стало намного легче. Построили две новых базы... И когда в 90-х годах скотину начали перегонять в Калмак и резать, было невыносимо жалко, многие плакали… Тогда же прошёл слух, что, дескать, немцев отправят назад на родину. Мама причитала, что руки на себя наложит, а никуда отсюда не стронется. Прижились мы тут, «угнездились»…

Про годы первого, и, судя по всему, не совсем удачного замужества, наша собеседница вспоминала неохотно, с разными чувствами. 

- Жили - так себе, - вздохнула она, - супруг крепко выпивал, из-за этого несколько раз расходились, потом опять начинали жить вместе. Ушёл он из жизни, едва справив сорокалетие, оставив двух дочерей… А сейчас у меня уже и внуки женатые – я прабабушка пятерых правнуков!

Славный путь прошла Ирма Эдуардовна! Общий стаж в животноводческой отрасли – более сорока лет. Не удивительно, что её труд часто поощрялся, поэтому и копилка наград выглядит внушительно. Удостоверения победителя соцсоревнования 1973, 1975, 1976, 1977, 1978, 1980 годов. Ударник 9-ой и 10-ой пятилеток… Но есть и самые «любимые» награды - за многолетний добросовестный труд и высокие показатели в работе Ирма Эдуардовна награждена орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Что бы ни говорили скептики, а лозунг коммунизма – «От каждого по способностям, каждому по потребностям» – грел душу советского человека. Жаль, что он остался только в народной памяти…

...Мы слушала её рассказ, смотря на натруженные руки… Столько же им пришлось переделать за всю жизнь! Сейчас Ирме Эдуардовне исполнилось 76 лет, но она остается такой же неунывающей и трудолюбивой, да и глаза не перестали излучать живой и радостный свет. 

- Без дела не сижу, - улыбается наша собеседница, - домашние дела всегда найдутся…

После десятилетнего одиночества вторично вышла замуж за местного вдовца и теперь…

- Живём душа в душу уже несколько лет, счастливо и спокойно… А если бы вернулась молодость, ничего менять не стала и снова бы пошла на ферму доить коров. Думаю, у меня это неплохо получалось…

…Нет большего богатства у человека, чем собственная, достойно прожитая жизнь. Уважение окружающих, любовь и забота детей, привязанность внуков - это ли не итог, которым можно гордиться? А счастливым можно быть в любом возрасте…

Автор: Ольга АНДРИЕНКО