Медиакарта
16:59 | 12 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Административное судопроизводство: новые основы правоприменения

15 сентября 2015 г., за исключением отдельных положений, вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Он касается рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений. К ним относятся, например, дела об оспаривании нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти, а также о прекращении деятельности СМИ. До 15 сентября 2015 г. большинство дел, на которые распространятся правила КАС РФ, рассматривались в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом (далее – АПК РФ).

 

Стоит отметить, что положения КАС РФ не  регулируют производство по делам об административных правонарушениях.

 

Согласно КАС РФ административными стали некоторые дела, рассматриваемые ранее в порядке искового, приказного или особого производства. Например, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дела о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом. К административным делам отнесены и дела о прекращении деятельности СМИ.

 

Чем КАС РФ отличается от ГПК РФ и АПК РФ? Большинство процессуальных правил почти без изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ: начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов. «Административный истец, административный ответчик и административное исковое заявление» вместо «истец, ответчик и исковое заявление» по ГПК РФ, обращение к суду по КАС РФ «Ваша честь», а не «Уважаемый суд», не «мировое соглашение» (по ГПК РФ), а «соглашение о примирении», не «обеспечительные меры» (по ГПК РФ), а «меры предварительной защиты» (по КАС  РФ). Но по существу это одни и те же процедуры и институты, которые применяются по одним и тем же правилам.

В КАС РФ есть и совершенно новые положения. Согласно КАС РФ суд наделен широкими полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства. Действия в отношении нарушителей порядка названы «мерами процессуального принуждения». В ГПК РФ также содержатся подобные положения.

 

Предусмотрены две новые меры процессуального принуждения:

- ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение этого участника слова;

- обязательство о явке.

 

Ограничение выступления может применяться, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к этому делу, а лишение слова - например, когда участник самовольно нарушает последовательность выступлений или двукратно не исполняет требования председательствующего.

Обязательство о явке - письменное обязательство своевременно являться по вызову суда на заседание и незамедлительно сообщать о перемене места жительства или места пребывания. Такие обязательства суд сможет брать только у лиц, которые по закону должны участвовать в судебном разбирательстве (например, в некоторых случаях это будут представители органов госвласти), а также у лиц, чье участие признано судом обязательным. К лицу, которое не исполнило данное обязательство, могут быть применены привод и наложение судебных штрафов.

 

Остальные меры процессуального принуждения сохраняют прежние названия, однако их содержание уточнено.

 

К числу нововведений КАС РФ можно отнести возможность электронной подачи процессуальных документов, а также получения по электронным каналам, решений и иных документов, исходящих от судов, а также возможность получения судебных извещений посредством СМС-сообщений, которое возможно при наличии письменного согласия участника процесса.

 

Для лиц, которые могут быть представителями в суде, установлено дополнительное требование - наличие у них высшего юридического образования. Такого условия нет ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ.

 

Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда  рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. В таких случаях заявители без высшего юридического образования вправе будут вести дела только через представителей.

 

Если гражданин - административный истец намерен вести данное дело самостоятельно, то при подаче административного искового заявления он должен указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к заявлению копии подтверждающих это документов. В случае, когда данное требование не будет соблюдено, суд оставит заявление без движения.

 

По сути, большинство дел об оспаривании нормативных актов граждане без высшего юридического образования обязаны вести через представителей.

 

Из числа нововведений также хотелось бы отметить возможность рассмотрения в порядке упрощенного производства (без проведения устного разбирательства) дел практически любых категорий, за исключением случаев обязательного участия сторон в деле. Например, это возможно, когда всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, либо когда ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства заявлено административным истцом и ответчик не возражает. Таким образом, упрощенное производство поспособствует сокращению сроков разрешения споров. Так, срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства составляет всего 10 дней со дня принятия судом определения о рассмотрении дела в таком порядке. При этом в отличие от общего месячного срока на апелляционное обжалование решения суда, принятого по административному делу, срок для обжалования решения, принятого в упрощенном порядке, сокращен до 15 дней.

 

С момента вступления в силу КАС РФ к Минфину России уже предъявлены требования от административных истцов на территории юга Тюменской области, рассматриваемые в порядке, предусмотренном КАС РФ. Практика участия при рассмотрении подобных дел пока небольшая (предъявлено 3 административных иска). К числу «положительных новелл», безусловно, можно отнести возможность электронной подачи процессуальных документов, а также возможность получения судебных извещений посредством СМС-сообщений. Также хочется отметить принцип активного участия суда при рассмотрении административного дела (право суда по своей инициативе выявлять и истребовать доказательства, имеющие значение для правильного разрешения спора). Из числа «сомнительных» новелл – предъявление документа о высшем юридическом образовании для представителей сторон по административному делу. Также остается открытым вопрос о возможности применения к новым нормам КАС РФ разъяснений, данных высшими судами ранее для аналогичных норм ГПК РФ И АПК РФ.

 

 Начальник юридического отдела УФК по  Тюменской области  Юлия Тарасюк