Школа по‑прежнему нуждается в учителе как личности. В воспитании личностных качеств ребенка учителя можно сравнить со скульптором. Как скульптор лепит и оттачивает свои фигуры до совершенства, так и учитель, день за днем совершенствует не только знания своих воспитанников, но и старается сделать так, чтобы во взрослую жизнь они вошли полноценными гражданами.
Такой учительской личностью в Куларовской средней школе была Людмила Александровна Симонова.
Люда родилась 1 июля 1951 года в г. Салехарде, а училась в Казахстане, куда переехала ее мама с тремя дочками. Она была старшей в семье, дружной и трудолюбивой, у каждой из сестер были свои обязанности, и каждая старалась выполнять их на совесть.
Люда уже в маленьком возрасте понимала, что учиться – это работа, что она должна трудиться изо всех сил, она так и училась. Особенно в 5‑8 классах все для нее стало интересным, новым: в школе много молодых учителей. Веселые, умные, доброжелательные. Ребята смотрели на них с восхищением! Люда тогда впервые подумала: «Хочу стать учителем!» Правда, каким именно, она еще не определила, одинаково любила русский язык и литературу, историю и немецкий.
Но больше все‑таки тянуло ее к малышам, и она после школы поступает в Тобольское педучилище. Училась на «отлично», занималась в различных кружках. И вот после окончания получила направление в Вагайский район. Пришла в отдел образования, а там свои резоны: «Поедешь в маленькую деревеньку недалеко от поселка Иртыш?» «Ну, какие разговоры, – ответила. – Надо, значит, надо!» Поработала всего год и ее направили в д. Шевелева, в начальную школу, там трудилась три года. Здесь ребятишек было довольно много: любознательные, дотошные, смышлёные. Молодая, симпатичная, добрая учительница сразу «пришлась ко двору». Уроки, занятия по интересам – радости не было предела! И, может быть, именно от этого радостного, счастливого восприятия школьного мира работать было приятно и легко. Дети и родители относились к ней с большим доверием. Она уважала всех своих учеников. Вася троечник? Ну… не всем же быть отличниками, зато он прекрасно поет. Тане не дается математика, зато она читает стихи так, что просто диву даешься. А родителям объясняла: «У каждого вашего ребенка есть неповторимый дар, каждый из них талантлив в чем‑то по‑своему». Главное, конечно, не проморгать его и постараться развить. А для этого нужно быть не только внимательным педагогом, самой надо иметь в своем личностном, человеческом багаже несколько интересов: и петь, и рисовать, и танцевать, заниматься спортом. Вскоре одаренную учительницу «переманили» в Куларовскую школу.
Людмила Александровна – профессионал, у нее целый арсенал талантов, наверное, ее Бог в лоб поцеловал. Умеет абсолютно все – прекрасно рисует, поет, танцует, сочиняет, оформляет. Она учитель – это безусловно, но еще и тонкий психолог, артист, мудрый воспитатель. Она в классе одна, а детей много, и способности каждого нужно было поддерживать. А если ты не внутри интереса, сделать это, увы, не сумеешь. Людмила Александровна следила за жизнью каждого своего ученика в классе, знала его семью, интересы семьи и ребенка, а если были нерадивые родители, то прилагала все усилия к тому, чтобы там был мир и лад.
Человеческая личность бесконечна. Точная характеристика. Людмила Александровна много лет работала пионервожатой на общественных началах, ей приходилось вести ИЗО, русский язык и литературу в 5 классе. Жизнь все дала нам в распоряжение – работай, твори, созидай, люби, мечтай, дари тепло и доброту тем, кто с тобой рядом. Все это претворила в своей работе, повседневной жизни талантливый педагог. Сколько учеников было в ее жизни: разных, любимых, неповторимых. А уроков – обычных, открытых, непохожих один на другой. Урок – это движение вперед, это путь, это процесс. Здесь и учеба, и воспитание, и развитие.
За прошедшее время в методике, педагогике было столько нового, и всегда Людмила Александровна первая в школе «опробовала» ту или иную методику педагогов-новаторов, ей всегда все удавалось, администрация школы давала ей «зеленый свет» – твори, работай. Почему доверяли? А потому, что у Людмилы Александровны жизненный девиз: «Если делаешь, то делай на совесть!»
В нашей школе ежегодно проводились различные районные мероприятия: пленум профсоюза, заседания директоров или завучей, районных методических объединений, и Людмила Александровна проводила или открытый урок, или внеклассное мероприятие, которые всегда оценивались высшим баллом. Ее уроки, внеклассные мероприятия были уроками мысли и чувства и ориентировались на воспитание души, формирование личности. Это так важно, особенно в начальном звене.
Мир детства – это самое дорогое, что есть у человека, и наша учительская профессия – это счастье. Счастье все время жить в мире детства. Людмила Александровна 36 лет жила в мире детства и была счастлива, занимаясь любимым делом. За безупречный и творческий труд имеет множество грамот разного уровня, благодарностей, звание и медаль «Ветеран труда». Награждена Грамотой Министрества образования РФ. А главная награда – это уважение и любовь бывших учеников, родителей, коллег.
Это только часть ее жизни – яркая, радостная, школьная. Но есть и еще одна – она вырастила вместе с мужем двух замечательных сыновей, которые побывали в Чечне и вернулись живыми и здоровыми. Каждому из них дала хорошее образование, и у них все отлично. Один из сыновей подарил ей трех внуков, которые дают бабушке много позитивных моментов, эмоций, любви.
Есть крылатое выражение: «Счастлив тот, кто сумеет познать себя и делал свое дело». Моя героиня сумела!
1 июля у Людмилы Александровны юбилей, ей исполнится 65 лет. Я хочу от всей души поздравить свою коллегу с этой прекрасной датой.