Мне больше восьмидесяти лет, за эти годы я жила в селе Черное, на пристани Карелино, в селе Вагай. Всюду, где бы мы ни жили, бегали в «кинозалы» смотреть кино. В начале показа набивалась комната ребятней, а потом немного взрослых. В комнате темно, на стене висит чья‑то занавеска, слышен треск аппаратуры (мальчишки постарше крутили динамо). Звука нет, на маленьком экране бегают люди, и текст читают тоже зрители, кто как может.
В это время уже показывали фильмы Григория Александрова с участием Любови Орловой, уже вышли «Веселые ребята» (1934 г.), «Цирк» (1936), «Светлый путь» (1940). Эти фильмы мы смотрели на пристани Карелино. «Кинозал» был на берегу Иртыша у стены магазина, приходили со своими сиденьями, за нашими спинами висели рыболовецкие сети, некоторые размещались на них, но баловаться ребятне не разрешали. Показ кино был важным событием.
Зимой кино показывали в пустой комнате барака. Зрителей набивалось много, чтоб посмотреть фильм до конца, мальчишки по очереди крутили на скамейке рядом с киномехаником динамо-машину. Киномеханик был пристанский, поэтому кино привозил каждую неделю. Особенно помнится фильм «Чапаев». Мы очень эмоционально смотрели этот фильм, кричали Чапаеву, чтоб он плыл.
С 1947 год бегали уже в Вагае в настоящий клуб, где Нина Алексеевна Жернакова пропускала в зал по билетам, указывающим место. Она же была кассиром. Того клуба нет, он был в том месте, где позднее был построен райком партии.
Там много фильмов Александрова просматривали заново, но чаще всех показывали фильм «Сказание о земле Сибирской» (1947) Ивана Александровича Пырьева. Там снималась Марина Ладынина. Мы, ребятишки постарше, ходили по два раза.
Сюжет был прост. Главные герои, которых играли Марина Ладынина и Владимир Дружников, едут за границу с концертом. По дороге застревают в лесу, где идет строительство фабрики. Вечером дают концерт в столовой работникам фабрики, а утром любуются восходом солнца. Кругом – вековые сосны и ели. Солнце освещает верхушки деревьев, и Марина восклицает: «Как красиво!» Прошли годы. Вновь они встречаются в Москве на вечере в коронном зале. Дружников воспевает край, покоривший его: «Сибирь, Сибирь! Благословенный русский край! Земля потомков Ермака».
Нам было особенно приятно, потому что мы здесь живем. И все нам близко и мило: и вековая тайга, и реки с озерами и болотами. У нас живут замечательные люди, построившие новые села и города.
Потом в Вагае клуб построили возле детского садика. Там работали дипломированные киномеханики: Байдашин, Егоров. Последний, Жернаков, закончил показ фильмов.
Настали другие времена, которые вытеснили из нашей жизни фильмы в кинозалах. Теперь смотрим фильмы по телевизору. А что показывают? Любовный треугольник и предпринимателей с их бедами. Раньше смотрели если о трактористах, то на поле, если стряпуха на полевом стане, так поле с колхозниками, если председатель колхоза, так едет в бричке по полям и др. После просмотра фильма «Сельская учительница» (1947) Марка Донского с Верой Марецкой в главной роли многие девочки пошли учиться в педагогическое училище, чтобы быть похожими на ту, которая учила детей добру и давала знания.
Героями фильмов были труженики полей, заводов. Такова была жизнь. Тогда кинематограф был настоящим искусством. Мы, выросшие на этих фильмах, умели трудиться и поэтому многого достигли в жизни.