Владимир Николаевич Мунарев родился второго августа 1913 года в с. Куларово в крестьянской семье. Как и все деревенские ребятишки, рано познал крестьянский труд, помогая родителям в поле, на Куларовском озере постигал азы рыбалки, да и с отцовским ружьем частенько пропадал в лесу или на озере, охотясь на мелкого зверя, на уток. Родился до революции, а рос, взрослел, осваивал грамоту уже при советской власти. Пришла пора – женился на девушке из своей же деревни, Федосье Дмитриевне.
В ноябре 1939 года началась советско-финская война, о которой сейчас уже почти и не вспоминают. Что мы знаем о ней? Да почти ничего, только в кинофильмах видели, как люди в белых маскхалатах с винтовками бегут на лыжах по снежному полю. А ведь за четыре месяца этой войны убиты и ранены, оказались в плену, пропали без вести тысячи солдат. Вот на эту бойню в возрасте 26 лет ушел Владимир Николаевич, оставив дома свою семью, родителей, братьев и сестер. И вот где пригодились навыки обращения с ружьем, умение быть незаметным, сноровка и меткость. Воевал Мунарев снайпером. Судьба хранила его, хотя ситуаций, когда его могли убить или ранить, было немало.
В 1940‑ом пришел он с войны домой, где очень ждали солдата жена с сыном, родители, родня, да и вся деревня и, конечно же, нескончаемая деревенская работа. В деревне шла мирная жизнь, год от года крепли колхозы.
22 июня началась Великая Отечественная война. Чуть больше года отделяло первую войну от второй. За это время в семье Мунаревых родился второй сын. А Владимир Николаевич с 25 июля 1941‑го уже был на передовой в качестве снайпера. Тяжелейшие ожесточенные бои, отступление вглубь страны, потери сослуживцев, кровь и пот, тоска по родному дому, по маленьким сыновьям – все смешалось в жизни Мунарева. И как бы трудно ни было, тяжело, порой невыносимо, нужно было жить и воевать за свою Родину.
Первые два ранения он получил в 1942 году под Сталинградом, ранения были легкие, зажили – и снова в бой. Гвардеец Мунарев был участником форсирования реки Днепр. Не всем бойцам удалось переплыть на другой берег. Потери Советской Армии были очень значительные. От разрывов снарядов кипела река, казалось, горели и земля, и воздух. Отчаянно дрались сибиряки. Это о них маршал Рокоссовский сказал: «Где сибиряки – там победа». Одним из них был Владимир Николаевич Мунарев. В том бою он был ранен, лежал в госпитале, а после – снова в бой. Гвардии старшина Мунарев был участником освобождения г. Бреста. В выписке из приказа № 34‑н по 32‑му гвардейскому стрелковому полку Пинской дивизии 61‑ой армии Первого Белорусского фронта значится: «От имени Президиума Верховного Совета СССР награждаю: … снайпера первой роты автоматчиков гвардии старшину Мунарева Владимира Николаевича за то, что он в боях с немецкими захватчиками за город Брест 24 и 28.07.1944 года проявил отвагу и мужество. В числе первых ворвавшихся в город он своим метким огнем истреблял живую силу врага, обеспечивая продвижение наших наступающих подразделений».
При освобождении польского города Познань Владимир Николаевич был тяжело ранен в ногу. Приказом от 27 февраля 1945 года № 172‑н по 9‑му гвардейскому стрелковому корпусу 61‑й армии Первого Белорусского фронта Владимир Николаевич «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» был награжден орденом Отечественной войны первой степени.
Рана не заживала, гноилась, в одном из госпиталей ампутировали ступню. Но началась гангрена – ногу ампутировали по колено. Но и это не спасло. Операцию по ампутации повторяли несколько раз. В итоге даже протезом нельзя было воспользоваться.
Закончилась война. Владимир Николаевич вернулся домой. А младший брат, который ушел на войну в 1943‑ем, погиб. Из-за отсутствия лекарств, еды умерли двое сыновей. А ему, инвалиду, предстояло приспосабливаться к этой новой послевоенной жизни. Инвалидов тогда не было, работали и безногие, и безрукие. Владимир Николаевич приспособился носить протез на ремнях, через плечо. Освоил бухгалтерскую грамоту на курсах и первое время работал счетоводом в колхозе. А когда в Куларово открыли школу-интернат, он перешел туда работать бухгалтером.
Добрейшей души человек, он был общительным, пользовался в коллективе большим авторитетом и уважением. Несмотря на недомогания, они с женой имели большое подсобное хозяйство, построили большой добротный дом, дали достойное воспитание троим детям, родившимся после войны, – Виктору, Александре и Ольге. Владимир Николаевич, будучи на пенсии, охотно посещал пионерские сборы, классные часы, где рассказывал правду о войне, давая наказ школьникам беречь свою Родину.
Участник двух войн, ветеран труда, Владимир Николаевич ушел из жизни 28 июля 1983 года, не дожив до своего семидесятилетия всего пять дней.
По какому-то недоразумению получилось так, что его имя не увековечено в книге Памяти Вагайского района. Дети и внуки, районный совет ветеранов эту ошибку исправили. Пусть вечная память потомков будет еще одной наградой солдату-победителю.