Медиакарта
16:30 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Аграрный класс как маленькая модель большой жизни

14:37 | 23 ноября 2016

В настоящее время в сельской местности идет необратимый процесс серьезных социально – экономических преобразований, поэтому село сейчас нуждается в формировании интеллектуального и трудового потенциала.
Одной из форм интеграции общеобразовательной и профильной подготовки обучающихся в нашем районе стало создание на базе местного отделения Тобольского многопрофильного техникума, Вагайской и Дубровинской средних школ аграрного профильного класса.
О том, как организовано аграрное обучение школьников, рассказал заведующий отделением С. Д. Евланов.

– Сергей Дмитриевич, создание аграрного класса – это, по сути, инновационная форма работы с учащимися, не имеющая аналогов в практике деятельности образовательных учреждений в прошлые годы. Прошу вас рассказать о целях, задачах, преследуемых этим нововведением.

– Сегодня вопросы подготовки квалифицированных специалистов являются предметов внимания Президента и правительства нашего государства. Кадровое обеспечение и формирование кадрового менеджмента в сфере АПК становятся стратегическими задачами современных сельскохозяйственных организаций и предприятий. В связи с этим по поручению губернатора области В. В. Якушева на территории Тюменской области стал активно развиваться проект «Агропоколение». Это направление реализуется в ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум» с 2013 года. За этот период выпущено 67 учащихся средних общеобразовательных школ. В основном это были школьники Тобольского и Уватского районов.

В январе 2016 года данный проект стартовал и на территории Вагайского района. В нем принимают участие школьники 8‑9 классов Вагайской и Дубровинской средних школ. Всего в нашем агроклассе занимаются 32 ученика. Основная цель проекта заключается в том, чтобы у молодежи вызвать интерес к работе на предприятиях агропромышленного комплекса с последующим жизнеустройством в сельской местности. Задача же наша состоит в том, чтобы учащимся дать возможность на практике познакомиться с современными технологиями в растениеводства и животноводстве, условиями труда людей, занятых в этих отраслях, техническим оснащением производственных процессов.

– Что представляют собой учебный план, программа агрокласса? На сколько лет они рассчитаны?

– Учебный план и программа обучения рассчитаны на один год. По сути, это совокупность общеобразовательных и специальных предметов. Программа общеобразовательных предметов состоит их таких тем, которые в школьных учебниках не прописаны. Все темы непосредственно связаны с практическим применением учебного материала как в быту, так и на производстве.

А что касается специальных предметов, то они преследуют цель пробудить у школьников заинтересованность к рабочим профессиям, необходимым на селе.

– Прошу Вас рассказать о ключевых направлениях работы с учащимися, пожелавшими заниматься этим направлением профильной подготовки.

– Ключевым направлением является подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в профессиях и специальностях, востребованных в Тюменской области. У нас нет задачи «заманить» участников этого проекта заниматься сельскохозяйственным направлением всю жизнь. Мы должны помочь им в выборе своей будущей профессии, специальности, необходимых в сельской местности, с учетом их интересов и способностей.

– Каким образом осуществляется преемственность между общим образованием и образованием профессиональным?

– На современном этапе развития образовательной системы актуальность приобретает обеспечение преемственности общего и профессионального образования. Она предполагает получение учащимися хорошей общеобразовательной подготовки и начальной профессиональной ориентации, обеспечивающих осознанный выбор специальности и успешное поступление в профессиональную образовательную организацию Содержание учебного материала систематизировано в некую иерархию знаний, где каждый последующий уровень базируется на предыдущем. Формируются системы практических заданий, которые опираются на теоретическую значимость каждого элемента и степень его усвоения на предыдущей ступени.

– Какими знаниями в итоге должен овладеть школьник, обучающийся в агроклассе? Какие умения и навыки он может и обязан приобрести?

– За период обучения в агроклассе ребята получат знания в области безопасности дорожного движения, изучат основные элементы устройства автомобильной и сельскохозяйственной техники, овладеют основными приемами слесарного дела, получат первые навыки управления колесным трактором, узнают особенности аграрного производства, разберутся с тонкостями организации собственного дела, научатся самостоятельно проводить расчет экономической эффективности проекта и напишут первый в своей жизни бизнес – план.

Основной задачей педагогического коллектива техникума является обеспечение возможно более широкого охвата тематики теоретических знаний и практических навыков для того, чтобы ребята имели возможность осознать, какая из отраслей производства их больше всего интересует и пригодится в дальнейшей жизни.

– Сергей Дмитриевич, 17 октября директор департамента агропромышленного комплекса Владимир Чейметов в интервью о перспективах развития сельскохозяйственного производства в нашей области, в частности, сказал: «Родители предлагают принимать в аграрный класс ребят с 10 лет, а не как сейчас – с 15‑16». Ваше отношение к предложению о снижении возрастного ценза при формировании этого класса.

– В сентябре 2015 года на базе Ялуторовского аграрного колледжа был создан Центр непрерывного аграрного образования (ЦНАО), в который вошли практически все профессиональные образовательные организации Тюменской области, занимающиеся подготовкой специалистов в сфере АПК. На одной из стратегических сессий этому вопросу было уделено особое внимание. В настоящее время занятия в агроклассах ведут профильные специалисты, которые могут и знают, как найти подход к учащимся в возрасте 15‑16 лет.

Но для работы с ребятами десятилетнего возраста нужды специалисты, обладающие соответствующими профессиональными компетенциями. Это очень сложный возраст, и не каждый педагог сможет работать в этом направлении. Поэтому для реализации этого предложения должны подключиться специалисты соответствующей квалификации. Ну, а в целом задумка хорошая.

– И последний вопрос: пользуются ли какими‑либо льготами обучающиеся в аграрном профильном классе при поступлении в учебный заведения сельскохозяйственного профиля?

– При окончании агрокласса все учащиеся получают сертификат. Какая квалификация будет в нем прописана – я не скажу, пусть это останется маленькой тайной. Но я могу с уверенностью сказать, что этот сертификат дает большой плюс при поступлении в любую профессиональную образовательную организацию сельскохозяйственного направления, в том числе в Тюменский аграрный университет Северного Зауралья. И знания, полученные в ходе обучения, непременно пригодятся им не только в дальнейшей учебе, но и в жизни.



Автор: Ишмухамет ГАЙСИН