Медиакарта
8:03 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Живу и помню!

10:02 | 02 февраля 2017

Как хорошо, что среди нас еще живут люди, которые, когда-то прошедшие все круги ада, сделали все для того, чтобы над нами было чистое, мирное небо… Бабушки и дедушки, будучи детьми, в годы войны, несмотря на голод и холод, были истиными патриотами страны. И пока они живы – есть возможность послушать рассказы о далекой Великой Отечественной… 

Не так давно мы побывали в гостях у орловчанки Нины Петровны Егоровой, детство которой пришлись на суровые военные годы… Родилась она в Рязанской области в поселке Новоселки в дружной, трудолюбивой, многодетной семье Петра Андреевича и Елены Понкратьевны Егоровых…
- Хотя мама с папой день и ночь работали в колхозе, а все равно жили бедно, - начала свой рассказ женщина. – Потому-то нас бабушка и уговорила ехать в Орлово, чтобы хоть как-то выжить. Когда прибыли сюда, мама с папой сразу же устроились на работу, и, казалось бы, началась новая, счастливая жизнь, в которой не будет нищеты. Но мы ошибались…
Моя героиня плохо помнит - как и от кого узнала о том, что началась война, но это событие вошло в каждую семью, ведь на фронт шли все, кто мог держать в руках оружие. Вот и ее отца коснулась эта участь…
- Никогда не забыть, как в честь отъезда мужчин на фронт на территории накрыли столы, - продолжила бабушка. – Я стояла и наблюдала за папкой… Он, изрядно выпив, танцевал вприсядку под гармонь, и все кричал: «Я уйду, а вы Ленку мою не обижайте!»…
…С тех пор, как на фронт ушли мужчины, деревня практически опустела, и весь непосильный труд взвалили на свои хрупкие плечи женщины и дети. Они трудились на колхозных полях с утра и до позднего вечера, и с тревогой слушали фронтовые сводки. Да, для всех наступили самые мучительные дни, недели, месяцы, годы в ожидании весточки с полей, где проходили бои, каждый из которых для солдат мог стать последним…
Тогда голод и холод познал весь советский народ… Нина Петровна вспоминает, что в голове постоянно были мысли о еде. Маме моей героини было нелегко без отца, но корову продолжала держать, да и на огородах старалась посадить как можно больше овощей, но от голода и это не спасало… А еще каждой семье необходимо было уплатить налог государству, и люди отдавали последнее - никто не отказывался помогать фронту.
- Когда мама свинаркой работала – мы бегали к ней, чтобы не только помочь управиться со скотинкой, но и покушать, - продолжила моя собеседница. - Свиней ведь раньше лучше нас кормили. Они едят - и мы с ними… Даже когда лошади сдыхали – варили и ели их мясо. Вот я за все военное время конины наелась досыта! А еще, когда пасли телят, нам давали 200 грамм хлеба, чему были несказанно рады. Да еще - отруби, в которых, можно сказать, один голубиный помет… За все это и готовы были на любых работах трудиться, лишь бы не умереть с голоду. По весне на полях выкапывали мороженую картошку. Конотоп с мукой мешали - пекли лепешки. Крапива и лебеда - все шло в пищу… А самое главное - мечтали, чтобы поскорей закончился весь этот кошмар…
Как вспоминает бабушка Нина, хоть и было трудно, зато деревня жила, как одна большая семья - дружная и крепкая. Сельчане старались помогать друг другу, принимая чужую боль за свою. Когда дети ходили по домам, где жили зажиточные люди, и просили милостыньку - никто не отказывал.
От сильного голода люди шли на воровство… Например, одна сельчанка, работавшая на складе, чтобы прокормить свою больную и слепую мать, в карман насыпала горсть зерна. В результате была осуждена на три года тюрьмы…
- В школу тоже было ходить не в чем, - с болью говорит Нина Петровна. – Здесь спасали переселенцы из Ленинграда, которых эвакуировали в Орлово, - овощи или молоко несли им и обменивали на одежду. А потом в ней сестра Рая приходила из школы с первой смены, переодевалась, а во вторую я - в этом же… В школе чистой бумаги тоже был дефицит: обычно на уроках раздавали старые газеты, на которых ученики писали между строк чернилами из сажи или свекольного сока.
После 7 класса Нина Петровна сразу же пошла работать дояркой в колхоз. И запись о приеме на эту должность стала единственной в ее трудовой книжке…
- Сорок лет «оттрубачила»! Вот теперь рученьки и не работают... Помню, как только стали выпускать телевизоры, мы с сестрами решили во что бы то ни стало заработать на него! Взяли на троих 160 голов коров, которые доились вручную! И через месяц все же осуществили свою мечту! - гордо ответила баба Нина.
- А ваш отец вернулся с войны?
- Он приходил домой еще в 1944 году… По ранению. А после выздоровления – снова на фронт… Когда закончилась война, от него не было ни одной весточки. Мама подала в розыск. Только в 1951 году нашли. Оказывается папа уже жил с другой женщиной… Но все равно вернулся! Хорошо запомнила нашу встречу! Это было 8 мая… Мы играли с сестрой во дворе, когда к нам подошел незнакомый мужчина и спросил: «Где мама?» А она пришла, да и сказала, что это наш отец… Прожил он с нами недолго - через пять лет скончался… В общем, отцовской любви так и не видывали… В 1955 году я вышла замуж за Анатолия Южакова. Он тогда только с армии пришел, и сразу ко мне свататься поехал… Жили хоть и мирно, а любовь ко мне так и не пришла. Хотя люди и говорили: «Стерпится – слюбится!». Не слюбилось…
Всегда открытая, доброжелательная, отзывчивая, трудолюбивая Нина Петровна воспитала своих пятерых детей, отдавая им без остатка всю свою любовь и тепло. И сейчас получает ее взамен в троекратном размере…
- Теперь уж восемь внуков и шесть правнуков, которые заботятся обо мне, - улыбается моя героиня. – Во всем помогают! Так что - жизнь я прожила не зря!

Нина Петровна уже более двадцати лет свой душевный покой находит в песне - в вокальной группе «Орловские мадонны», которая уже на протяжении многих лет удивляет народ своим богатым репертуаром… Они поют о любви, дружбе, родной земле… И, конечно же, о войне, которая останется в их памяти навсегда…

Автор: Ольга ГУСЕВА