Система «Электронный бюджет» создана для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.
В системе заложены классификаторы, реестры, справочники, настроенные под все хозяйственные операции, осуществляемые учреждениями при ведении финансово-хозяйственной деятельности. В свою очередь, граждане Российской Федерации могут контролировать процессы планирования исполнения бюджетов.
Функционально структура системы «Электронный бюджет» охватывает все предметные области управления финансами и включает в себя 12 подсистем: ведение реестров, бюджетное планирования, управление доходами, управление долгом и финансовыми активами, управление денежными средствами, управление расходами, управление закупками, управление нефинансовыми активами, управление кадровыми ресурсами, учет и отчетность, финансовый контроль, информационно-аналитическое обеспечение.
Работа вышеперечисленных подсистем активно внедряется на уровне отдела № 10 Управления Федерального казначейства по Тюменской области в отношении организаций расположенных на территории города Ишима и Ишимского муниципального района. Одной из первых подсистем, применяемых в работе, - подсистема ведение реестров, а именно, ведение реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, порядок формирования и ведения которого утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 № 163н (далее – Сводный реестр).
Включение организаций в Сводный реестр системы «Электронный бюджет» ведется путем приема и обработки заявок на подключение (исключение) информации об организации в Сводный реестр (далее –заявки) ответственным специалистом органа Федерального казначейства. Всего на территории г. Ишима и Ишимского района включено в Сводный реестр 114 организаций. Таким образом, было обеспечено формирование одного из первоочередных справочников системы «Электронный бюджет», без которого функционирование других подсистем не представляется возможным.
Одной из новых возможностей в работе организаций в государственной системе «Электронный бюджет» является постановка на учет бюджетных обязательств в подсистеме «Управление расходами». Подсистема управления расходами предназначена для выполнения функций по доведению ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до участников бюджетного процесса, проведению и учету их кассовых расходов. В отделе № 10 подключено шесть получателей средств федерального бюджета к данной подсистеме, и, начиная с 2017 года, получатели будут осуществлять размещение и направление в органы Федерального казначейства Сведений о постановке на учет бюджетных обязательств по заключенным государственным контрактам в данной подсистеме.
Новой возможностью системы «Электронный бюджет» является поэтапное подключение и работа специалистов органа Федерального казначейства и обслуживаемых в нем организаций к подсистеме «Управления закупками». Подсистема «Управления закупками» предназначена для ведения планов закупок, подготовки размещения извещений на проведение торгов. В рамках этой подсистемы обеспечивается взаимосвязь плана закупок с бюджетными назначениями, информацией об актах выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг), счетах (счетах-фактурах) и платежах, информационное взаимодействие с данными подсистем учета и отчетности, управления нефинансовыми активами, а также интеграция с официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Начиная с 2017 года, на органы Федерального казначейства возложены полномочия по осуществлению контроля, предусмотренные частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ за:
1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
В отделе № 10 уполномоченные сотрудники осуществляют данный контроль по деятельности семи организаций, являющихся участниками и неучастниками бюджетного процесса.
Еще одним важным и новым направлением работы в системе «Электронный бюджет» является работа по включению получателей средств федерального бюджета, а также неучастников бюджетного процесса федерального уровня в подсистему «Учет и отчетность». В настоящее время подключены к данной системе девять клиентов, трое из которых начали работу, в рамках пилотного проекта, по предоставлению отчетности в данной подсистеме уже в 4 квартале 2016 года, остальные организации вступают в работу с января 2017 года и уже предоставляют отчетность своим главным распорядителям в данной подсистеме. Преимущество, которое получено в результате внедрения данной подсистемы - это сокращение сроков составления отчетности, прозрачность ее формирования, высокая скорость получения аналитической информации.
Полная реализация и внедрение в работу всех подсистем должна завершиться к 2020 году.
В основу государственной бюджетной системы «Электронный бюджет» заложено применение современных безбумажных технологий, однократность ввода данных, быстрота обработки информации, интеграция существующих разрозненных ресурсов, а также использование портальных решений, ориентированных на широкий круг пользователей: от простых граждан до Правительства и Президента России.
«Электронный бюджет» позволит повысить прозрачность бюджетной системы не через отчеты, как это происходит сегодня, а через отражение текущих процессов. Качественное решение этих задач приведет к выполнению конечной цели - обеспечению устойчивости бюджетной системы, сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы, стабильности в сфере общественных финансов. Таким образом, государственная информационная интегрированная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» является связующим звеном для стратегического и бюджетного планирования, обеспечивает создание инструментов для их взаимосвязи и предоставляет возможность получения информации о финансовых показателях деятельности органов власти.
Начальник отдела № 10 УФК по Тюменской области Анна Лебедева