Есть люди, которые наделены даром вызывать к себе симпатию, пусть и не с первого общения.
Впервые с героем моего повествования я имел возможность достаточно близко познакомиться лет десять тому назад. Внештатный корреспондент районной газеты Дмитрий Евгеньевич Хатин был частым гостем редакции. Уравновешенность, доброжелательность, чувство юмора, присущие ему, не могли не вызвать ответного благожелательного отношения к нему.
Родился Дмитрий Евгеньевич в 1933 году в д. Накуларовой Куларовского сельского совета в крестьянской семье Евгения Кузьмича и Августы Дмитриевны Хатиных. Он из той категории населения страны, которую называют детьми войны, у которых война украла детство. На их плечи и на вдов скинули основную часть трудового героизма в тылу. «Моя трудовая биография началась в 1944 году в колхозе «Тобольская правда» в 11 лет, после окончания начальной школы, – рассказывает Дмитрий Евгеньевич. – Так уж получилось, что отец, призванный на фронт в 1942 году, еще не доехав до места назначения, получил травму головы. Его, больного, привезли домой в сопровождении нарочного, дали вторую группу инвалидности. Тяжелую физическую работу выполнять он не мог. Учебу мне пришлось оставить и впрячься в колхозную работу, чтобы помогать маме».
Дмитрий Евгеньевич принадлежит к тому поколению, которое в 10‑12 лет стало взрослым, к последнему поколению, опаленному войной, ее живым свидетелям. «Жили мы в холоде и голоде. На нашу долю выпали тяжелая физическая работа, постоянное недоедание, недосыпание, недополучили мы и родительской ласки. Да много чего у нас не было. Мы были лишены детства. Впрочем, такой была судьба всех детей войны», – продолжает мой собеседник.
Из тех девчонок и мальчишек, испытавших невероятные трудности, выросло прекрасное поколение. За содействие своим самоотверженным трудом приближению Великой Победы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года многие из них награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Этой медали удостоен и молодой колхозник Дмитрий Хатин.
Окончилась война, жизнь стала входить в мирное русло. Но до заметного улучшения жизни в деревне пройдет еще много лет. По-прежнему колхозники заняты тяжелым, изнурительным трудом.
Так до призыва в армию Дмитрий Хатин и работал в «Тобольской правде». Продолжить образование в силу ряда объективных причин не довелось. 24 июня 1952 года началась его военная служба. «В Тюмени сформировали состав и повезли нас в Латвию, в г. Венспилс. Там мы прошли курс молодого бойца, – рассказывает Дмитрий Евгеньевич. – После принятия присяги нас отправили через Польшу в ГДР, г. Франкфурт, в Группу советских войск в Германии. Я попал в моторизованный полк 25 танковой дивизии 4 армии».
Незаурядные способности, целеустремленность солдата, вероятно, не остались незамеченными, зачислили его в полковую школу. Через полгода отправили учиться на химинструктора, через шесть месяцев службы в должности инструктора по химической защите новое назначение – в танковое училище. Службу закончил в 1955 году в должности командира танка и в звании сержанта.
Обстоятельства его жизни могли бы сложиться иначе. Дважды способному младшему командиру предлагали остаться на сверхсрочную службу, при демобилизации и в военкомате, при постановке на учет, но Дмитрий Евгеньевич, как говорится, сел в свой поезд. У него было другое видение своего будущего.
После демобилизации поступил в Тобольское училище механизации (п. Соколовка). В 1956 году, получив специальность, устроился на работу в Березовскую МТС. Так продолжилась его крестьянская трудовая биография. Вот что говорит мой герой о том периоде своей работы: «Четыре уборочных сезона трудился я на комбайне С-4 в колхозе «30 лет ВЛКСМ», а позднее, после его упразднения, в колхозе им. Свердлова. Уже в первый уборочный сезон занял третье место среди членов комсомольско-молодежной бригады Березовской МТС и был награжден Похвальным листом Вагайского райкома комсомола. На следующий год за третье место в социалистическом соревновании на уборке урожая вновь получил Похвальный лист».
1958 год для комбайнера Хатина оказался наиболее удачным: за уборку хлеба с рекордно большой территории он получил весомое денежное вознаграждение, 700 рублей, и 10 центнеров зерна.
В том же году состоялась и личная жизнь Дмитрия Евгеньевича. Его судьбой стала молодая учительница Куларовской школы-интерната Валентина Григорьевна Слинкина. Вот уже почти 60 лет их объединяют общие интересы, уважение друг к другу. У их семейного счастья большая история, но, кажется, они оба не знают слова «возраст», и жизнь у них продолжается в том же русле, как когда‑то давным-давно. Они уверены, что время для размышлений о смысле жизни, присущих старости, у них еще впереди. Мне кажется, что они оба, и улыбчивая, ироничная Валентина Григорьевна, и сдержанный, уравновешенный Дмитрий Евгеньевич умеют радоваться жизни во всех ее проявлениях.
Долгая трудовая биография моего героя вобрала в себя многое. До того времени, когда в 1963 году он был принят на работу в районное объединение «Сельхозтехника», ставшее его родным пространством на много лет, довелось ему поработать слесарем, мотористом киноустановок, шофером.
Вспоминая годы работы на этом предприятии, Дмитрий Евгеньевич говорит: «За время работы в «Сельхозтехнике» из‑за отсутствия специалистов мне пришлось занимать ряд инженерных должностей. Когда по направлению приезжал молодой сотрудник с высшим техническим образованием, меня переводили в слесари. Но они надолго не задерживались, и меня вновь восстанавливали в прежней должности.
Соответствующего образования у меня не было, учиться помешала война. Я был практиком. Пришлось сесть за парту».
Обучаясь в Вагайской вечерней школе, Дмитрий Евгеньевич в 1968 году поступил в Ишимский сельхозтехникум и в 1974-ом окончил это образовательное учреждение, получил диплом по специальности «техник-механик». По его признанию, потребность в пополнении и совершенствовании знаний, связанная с периодической сменой должностей, заставляла снова и снова браться за техническую литературу. За время работы в СХТ довелось ему работать на многих должностях: мастера ремонтной мастерской, инженера по новой технике, старшего инженера по «дефектовке», исполнять обязанности заведующего ремонтной мастерской. Благо, быть специалистом столь широкого профиля позволяли ему опыт и знания, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные удостоверения: слесаря 4‑го разряда, специалиста по устройству и эксплуатации трактора К-701, государственного технического инспектора, тракториста-машиниста первого класса, дающего право работать на тракторах всех марок и агрегатируемых с ними орудиях, уборочных, землеройных, мелиоративных и других видах техники и другие. Поэтому на своем предприятии, некогда бывшем одним из самых мощных в районе, он сумел снискать признание и уважение своих коллег.
Коммунисты «Сельхозтехники» доверили ему руководство партийной организацией предприятия, несколько раз он избирался председателем профсоюзной организации. Честное, ответственное отношение Дмитрия Евгеньевича к порученному делу отмечено многочисленными поощрениями и наградами, записей о которых в его трудовой книжке великое множество: ценные подарки, денежные премии, похвальные листы, Почетные грамоты, занесение на Доску почета предприятия. Д. Е. Хатин – многократный победитель в социалистическом соревновании в разные годы, «Ударник коммунистического труда».
Привычной для него общественной работы он не оставил и на пенсии, многократно избирался в совет первичной ветеранской организации своего предприятия, а в 2004 году избран ее председателем. Через два года ветеранские организации СХТ и ДРСУ были объединены.
Валентина Григорьевна, многолетний труд которой в образовании также отмечен многочисленными поощрениями, на заслуженный отдых вышла на два года раньше Дмитрия Евгеньевича. Есть замечательная фраза: время для человека всегда такое, как он ощущает себя в нем. Они, как мне кажется, ощущают себя в этом времени вполне комфортно, и потому, в частности, что в общей картине их семейной жизни нет темных пятен.
Уважаемые ветераны, будьте счастливы и живите долго на радость близким и родным!