Медиакарта
15:28 | 27 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

День Благодарения Сибири… Будем ли возрождать?

Для вагайцев День благодарения Сибири – это мера понимания места Сибири и роли сибиряков в истории Российского государства. Для них Ермак – не какой‑то мифический герой, а вдумчивый россиянин, взваливший на свои могучие плечи включение в состав России сибирских пространств с их народами и природными богатствами. Чтили память атамана при царях на месте его гибели. Вернулись к этому и в последнем десятилетии.

Газета «Тюменские известия» (от 3 ноября 2016 года) в статье «В Сибири будет возрожден «День Благодарения» сообщает, что он уже отмечается в ряде крупных городов Сибири, не отстает от них и Тюмень. Но Сибирь – территория не только городская, а в первую очередь – сельская. Жители Вагайского района считают, что Сибирь начиналась и на их земле. И имеют на это веские основания. Ведь «Ермак Тимофеевич со товарищи», открывшие ворота в Сибирь, практически посетили всю его территорию и даже побывали а таких местах, где еще вообще не было людей и которые предстояло осваивать.

Еще летом 1583 года противник Кучума Сенбахта Тагин по «недружбе» к хану сообщил Ермаку, что главный военачальник Сибири, племянник Кучума Маметкул, разбил свои кочевья по реке Вагай в 100 верстах от Кашлыка (Искера). Ермак поспешил воспользоваться оплошностью царевича. Он послал на Вагай отряд немногим более полусотни казаков. Они напали на татарские кочевья на лугах в районе Куларовских озер, перебили слуг, стражу и захватили Маметкула в его шатре живым. А отряд казаков вместе с вестью о покорении Сибири, богатыми подарками доставил пленного к царскому двору. Впоследствии Маметкул как опытный и способный командир участвовал в походе против шведов, а в 1598 году с царем Борисом Годуновым ходил на Крым.

Зимовка 1584‑85 гг. для казаков была очень трудной. Они заготовили продовольствие только для своих людей. По распоряжению царских властей поздней осенью в их лагерь прибыл отряд стрельцов воеводы С. Болховского. Но организаторы похода не обеспечили стрельцов ни продовольствием, ни теплой одеждой. А казаки сами ютились в тесных землянках. Поэтому стрельцы погибли полностью. Ермак заготовку продовольствия поставил главной задачей для очередной зимы. Да ожидалось прибытие нового царского военного отряда. А Кучум и его бывший визирь Карача, поссорившиеся после первых поражений, вновь решили действовать совместно и окружили Кашлык, преграждая поступления ясака. Правда, Матвей Мещеряк, правая рука атамана, сумел разбить ставку Карачи, но все равно соотношение сил было не в пользу дружинников, ряды которых значительно поредели. Татары не давали возможности оправиться от голода и стали готовить «западни».

Вскоре атаман предпринял свой последний поход на татар. Поводом послужило то, что в Кашлык прибыли вестники от торговых людей, «бухарцев», с жалобой, что Кучум не пропустит их в Сибирь. Как поступит атаман в этой сложной, противоречивой ситуации? Вскоре ожидалось прибытие царских отрядов. Но сидеть в Кашлыке – значит быть в окружении многочисленных татарских отрядов. К тому же атаман придавал большое значение установлению торговых связей по р. Иртыш с цивилизованными «бухарцами». И он выбрал южный поход, вверх по Иртышу.

Примерно в 100 верстах от Кашлыка казаки проложили проход своим стругам через основание большого полуострова, образованного рекой Иртыш. Этот проход из проток и мелких проточек С. У. Ремезов, тобольский историк, географ, летописец и архитектор, назвал Вагайской перекопью (позднее его назвали Ермаковой), потому что она находится вблизи устья реки Вагай, важного географического ориентира на реке Иртыш в то время. А полуостров к северу от перекопи по этой же причине назвали Вагайским островом, а русло Иртыша вокруг получившегося острова – Вагайскою лукою. Этим и ввел в заблуждение некоторых незадачливых ученых – историков. Они стали утверждать, что сражение с татарами и гибель атамана произошли на реке Вагай.

Отплывая от перекопи, Ермак уже знал, что на территории местного князя Бегиша происходит сосредоточение регулярных воинских отрядов Кучума и Карачи и местных сил самообороны татар. А в дружине Ермака, по подсчетам Р. Г. Скрынникова, было всего 109 сабель вместе с атамановой. Но на их стороне оказалась внезапность. Городок Бегиша был на высокой крутой горе. Стремительный рывок казаков в гору, решительные, слаженные их действия в княжеском укреплении – в результате полная победа. Но основные силы татар, предназначавшиеся для взятия у Ермака Кашлыка, были целы.

Продвижение дружины вверх по Иртышу, в район реки Ишим и далее, не дало каких‑либо конкретных результатов в поисках «бухарцев», а сборщики ясака «терялись», и время затягивалось. Поэтому Ермак повернул обратно. А у татар был уже заготовлен вариант и на этот разворот действий. Казакам на остановках все говорили одно и то же: «бухарцы‑то ждут помощи на реке Вагай».

Вторично переночевав на перекопи, казаки совершили свой последний поход по территории нынешнего Вагайского района. Каких‑либо достоверных, подробных сведений об этом походе историки не нашли. И не могли найти, потому что в то время в долине реки и по ее берегам не было ни жилищ, ни людей. А те 90 казаков, оставшихся после ночного нападения татар и гибели Ермака, под руководством Матвея Мещерякова вскоре покинули Кашлык.

Но заслуживает особого внимания запись из Кунгурских сказов: «Казаки в трудности поднялись вверх по течению, никого не нашли там и к вечеру вернулись к устью» (Р. Г. Скрынников, «Сибирская экспедиция Ермака», стр. 201). Но до последней ли точки доплыли казаки, где они обедали перед тем как отправиться в обратный путь, не найдя следов пребывания человека? Место их остановки определили казаки Усть -Ямского (Вагайского) (1631‑1634 гг.) и Атбашского (1634‑1668 гг.) острогов. И назвали его просто – «Ермаково место». Передавалось оно из поколения в поколение, и даже местные старики припоминают его сегодня. Казаки этих острогов имели возможность проплывать мимо этого участка правого берега Вагая. И естественным оказалось название деревни – «Ермаки», которую обосновали Овчинниковы в середине 19 века. Деревня на не очень обширной и плодородной земле из десятка домов в стороне от основной дороги жила обычной жизнью. 24 Овчинниковых защищали страну во время Отечественной войны (8 вернулись живыми). Но известные социально-экономические процессы привели к тому, что в 2010 году деревню оставил последний житель, участник Отечественной войны. «Ермаково место» осталось пока без внимания. Но деревня «родила» новую местную, вагайскую фамилию – Ермаковы.

Возвращались обратно утомленные и расстроенные неудачами. В начале июля часто бывают грозы – приближалась очередная. Тех, кто не работал веслами, тянуло ко сну. И вышли они на берег, на «обустроенное» место, за перекопь. Им казалось, что они там по‑прежнему в безопасности.

Зато отборный отряд неприятеля уже был готов для ночного нападения. И ночью произошла сеча. Одно упустили в расчетах татары – первым делом оттолкнуть струги на иртышское течение. Тогда все казаки полегли бы на острове. Летопись называет имена восьми погибших. И среди них сам боевой атаман.
(Продолжение следует.)

Автор: Петр КУТАФИН