25 марта на базовых площадках образовательных учреждений района состоялся областной форум «Большая перемена».
Напомню, он проходит в Тюменской области в шестой раз. Для родителей это возможность увидеть, где и как ребенок проводит большую часть времени: как устроены детские сады и школы, какие здесь есть возможности для развития способностей и сохранения здоровья. Кроме этого, родители могут пообщаться с педагогами и получить полезные рекомендации специалистов.
Довелось и мне как родителю побывать на одной из площадок. Я посетила детский сад «Колосок». Тема форума в этом году была следующей – «Экология детства». Она была по‑разному раскрыта каждым выступающим. Причем своим опытом делились не только педагоги, но и представители родительской общественности.
Поприветствовала участников форума директор учреждения М. В. Каштанова. Она рассказала о целях и задачах мероприятия, а также какими методами они будут достигнуты, подчеркнула, что в выборе темы педагоги ориентируются на интересы и предпочтения детей.
С темой «Туризм для дошколят» выступила руководитель физвоспитания И. А. Ревнивых. Детский туризм является одной из форм организованной деятельности, это важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. Для детей туризм – способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов он – средство, способ лучше, глубже понять своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Кроме того, туризм помогает закреплять и расширять знания детей о природе, формирует у них представление о поисково-исследовательской деятельности. Уже не первый год воспитанники старших и подготовительных групп совместно с родителями ходят в поход, где их ждет интересная познавательно-развлекательная программа.
Сейчас во многих семьях походы – это традиционный совместный отдых, подчеркнула Ирина Анатольевна, а с присутствующими этим опытом поделилась родительница, С. В. Гайсина. Она рассказала о том, как их семья готовится к походу, кто и за что отвечает, как ищут места для отдыха и готовят его, какие вещи нужно брать с собой и чем заняться вместе на свежем воздухе. В завершение рассказала о районном фестивале семейного туризма «Вагайские просторы». В прошлом году он проходил впервые и покорил сердца его участников. Соорганизатором фестиваля является И. И. Гайсин – супруг Снежаны Владимировны. В этом году проведение фестиваля планируется на начало июля, Снежана Владимировна рассказала о программе туристического праздника и пригласила родителей принять в нем участие.
Музыкальный руководитель образовательного учреждения А. А. Сейтова рассказала о значимости дыхательной гимнастики в детском саду. Её цель – научить детей правильно дышать, ведь по статистике 9 из 10 малышей этого делать не умеют. Помимо этого, при правильном дыхании весь организм обогащается кислородом. Если ребенок правильно дышит, то это поможет ему легче справляться с различными заболеваниями: простудой, воспалением легких, астмой и др. Также кроха будет всегда в отличном настроении, не будет жаловаться на головные боли.
Дыхательную гимнастику в детском саду лучше проводить на игровой манер. Так малыши быстрее научатся правильному дыханию и им будет намного интереснее дудеть, как паровозик, или «гоготать», как гусята. В подтверждение этому Александра Алексеевна предложила родителям попробовать сделать несколько упражнений, которые она проводит с детьми на занятиях.
Воспитатель средней группы Е. А. Кожемякина познакомила родителей со своим проектом «Люблю березу русскую». Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая и исследовательская деятельность детей в природных условиях, подчеркнула педагог. Она рассказала родителям, каким образом проходят занятия в ее группе в рамках проекта, а в завершение провела с ними мастер-класс «Рисование березы», на котором родители проявили свои художественные способности. Продолжили тему родители группы. Анастасия Курбатова рассказала о целебных свойствах березового сока, методах его сбора, а Ксения Дудникова представила берестяные изделия, показала их виды и методы изготовления.
Воспитатель подготовительной группы Н. В. Сопко познакомила родителей со своим проектом «Обитатели пресных водоемах». В группе создан мини-музей, в котором в ходе занятий ребята играют в различные дидактические игры на эту тему, рисуют, лепят, конструируют, а знания ребят по этой теме Наталья Валерьевна проверяет посредством викторин. В завершение выступления одну из таких викторин, «Знатоки обитателей наших водоемов», педагог провела среди родителей.
Воспитатель Е. С. Полякова пригласила родителей на «Песчаный бережок». В рамках своего мастер-класса, рисование песком, она рассказала о чудесных свойствах песочной арт-терапии. Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие‑то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. В доказательство этому педагог предложила родителям нарисовать картины песком, они с удовольствием включились в деятельность и увлеченно занялись созданием волшебных песочных картин, оценив на себе волшебные свойства песка.
Медицинская сестра учреждения А. Ф. Курбатова рассказала родителям об укреплении иммунитета средствами природы, раскрыв простые способы и методы укрепления здоровья детей.
Последней выступающей стала воспитатель старшей группы Е. Н. Шаргина. В своей группе она работает над темой «Быт и традиции народов Севера», поэтому она пригласила всех присутствующих на национальный праздник «День оленевода». Родители имели возможность поиграть в подвижные игры, после чего дети станцевали для них в национальных костюмах, а воспитатель пригласила отведать традиционный пирог с брусникой «Вонсюм нянь», который всем пришелся по вкусу.
За совместным чаепитием родители и педагоги подвели итоги мероприятия, после чего родителей пригласили на экскурсию по детскому саду.