(Окончание)
Царские власти признавали значение Сибири в укреплении страны и чтили память атамана. Так, житель села Второвагайское Таштимиров Нурислам Алиевич (1921‑1978 гг.), участник Отечественной войны, директор местной школы, рассказывал, что вблизи их села, немного ниже устья реки Вагай, на Иртыше есть заводь, которая называется «Ермакова». Там и погиб русский воин. Односельчане Таштимирова говорят, что главный русских воинов вплавь пытался добраться до отплывающего струга, но попал в речную крутоверть и утонул. «До 1932 года в том месте пароходы гудки давали в честь атамана», – вспоминают второвагайцы. – А у «Ермаковой заводи» стояли вкопанными примерно на 70‑80 см две пушки. Но позднее их смыло водой.
Советы начали свою деятельность с того, что потребовали от Сибири все, что можно употребить в пищу голодным москвичам. Очистили крестьянские огороды, стайки и сусеки. Тех, кто вынужден был взяться за «первобытное» оружие, назвали бандитами и поступили соответствующим образом. И Москва была спасена. Невозможно переоценить роль сибирских полков в контрнаступлении под Москвой в годы Отечественной войны. Здесь «пропал без вести» и мой отец в юбилейный день Сталинской Конституции, оставив семь наследников. А всего вагайцы поставили фронту 10365 бойцов, из них 3838 вернулись.
Вспомнили о традиции отмечать День Благодарения лишь в восьмидесятые годы прошлого века. Навели на это, надо полагать, и 100‑летие царского распоряжения на эту тему, и 400‑летие открытия Ермаком Сибири. Даже не стало разных толкований о месте памяти атамана. Это курган, который как бы специально здесь возвышается. Его описание дал известный историк Г. Ф. Миллер в работе «Описание Сибирского царства», изданной в 1787 году. Бывавший в этих краях, он называет конкретно место перекопи и курган, который был как бы свидетелем трагического сражения. Он пишет: «На полуденной стороне перекопи не в дальнем расстоянии есть на ровном низком лугу бугор, который без всякого сомнения не натурою сделан, но наносною землею насыпан. Он весьма крут и в вышину простирается на 10 сажень, а наверху есть плоское место поперек на 30 сажень. Сей бугор тамошние русские люди называют царевым городищем, знатно, что по его величине понеже по их мнению такое великое дело не иным кем произведено, как знатным князем или ханом, который на сем бугре имел свое жилище. У татар же легенда, будто холм сделан девками, которые наносили землю в своих подолах. Того ради оной и называют «Касым-тура» – «Девичий городок».
В 1985 году в нашем районе поработала научно-спортивная экспедиция г. Киева под руководством В. Я. Сальникова. В письменном отчете «О путешествии по пути дружины Ермака» члены экспедиции записывают: «Памятный знак решили ставить на холме в районе деревни Старый Погост, близко к месту гибели Ермака. В Вагае уточнили местонахождение острова, где, по преданию, погиб Ермак. На другой день сложили тур высотою один метр с изображением Ермака и словами «Атаману Ермаку – открывателю Сибири. 1585‑1985 гг.».
А в июле 1996 года на этом же холме члены Новосибирского клуба юных моряков и учащиеся Омского речного училища, проделав на шлюпках переход по Иртышу от Омска, установили 7‑метровый деревянный крест, освященный в церкви г. Новосибирска.
В 2007 году на холме заложен памятный знак в виде камня из черного агата от предприятия «Краснодаравтодорсервис» и Вагайского станичного казачьего общества. Камень привез известный всем взрослым вагайцам светлой памяти Нехай Ким Хазретович.
3 августа 2013 года на этом же холме торжественно открыт новый закладной камень в память атамана Ермака и его дружины от имени Союза казаков России. Уже установилась традиция организованно проводить День памяти «Ермака со товарищи». И частным порядком приезжали люди, неравнодушные к Сибири, и к тому, кто открыл ворота в этот благодатный край.
В 2007 году, например, было более 250 казаков, более сотни кадетов из городов и районов Обь- Иртышского бассейна, Алтая и Оренбуржья.
Немалая часть казаков присутствовала тогда на приеме впервые. Поэтому присяга у знамени на верность Отчизне, казачеству и вере православной (были в большинстве) оказалась для них серьезным жизненным событием.
В те годы на Царевом городище в День памяти атамана бывали губернаторы. Ю. В. Неелов считал целесообразным обговорить решение проблемы «Ермак – казаки – Сибирь» на совете трех губернаторов. Целесообразность открытия туристического маршрута на вагайскую землю высказал губернатор В. В. Якушев. Он отмечал важность обустройства памятного холма и укрепления материальной базы казачьего лагеря, предназначенного для занятий с молодежью и проведения сборов казаков. В то время направлялись в соответствующие областные инстанции и наши предложения.
Как видим, сама история и природа определили вагайскую землю как объект для важного туристического маршрута. Вагайцы – прямые потомки казаков и местного населения, другие россияне первой поселенческой волны с их хлебопашеством, острогами и церковью Иоанна Богослова. Они с самого начала являлись продовольственной, военной и духовной опорой Сибирской столицы – города Тобольска. И сегодня, в связи с ростом духовной роли города, расширением транспортных возможностей по Иртышу и качественной сухопутной федеральной дороге, проходящей через Тобольск и Вагай, возможности для открытия маршрута увеличились. И этот маршрут займет в областной туристической программе отведенное ему историей место. Действительно, кому как не жителям исторически единого Тобольско-Тюменского региона, всего Обь-Иртышского бассейна, с которого и пошла Сибирь, определить подход к ее благодарению.