Медиакарта
2:03 | 18 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школа как центр инновационных проектов

– Рашид Раисович, завершается учебный год Вашей работы в должности директора Вагайской средней школы, несопоставимой по многим количественным показателям с Куларовской, руководителем которой Вы работали до нового назначения. Каковы Ваши впечатления от истекшего года работы в этой должности?

– На самом деле, масштабы несопоставимы, хотя основная задача, которую призвано решать каждое образовательное учреждение – предоставление качественного образования – одна и та же что перед Куларовской школой с ее 60‑ю учениками, что перед Вагайской, в которой только работников в полтора раза больше куларовских школьников. Поэтому, естественно, приступая к работе, я испытывал некоторое волнение, в частности, и потому, что эта школа в педагогическом сообществе района авторитетна, мне, как и любому руководителю, не хотелось обмануть ожидания людей, с которыми мне предстояло работать.
Что касается впечатлений, то они самые благоприятные. Школа сильна своими традициями, творческой педагогической командой. Дружный, сплоченный, работоспособный педагогический коллектив в состоянии реализовывать самые смелые идеи, моими заместителями работают опытные, мудрые педагоги.

– Руководитель базовой школы теперь в ответе и за качество работы ее филиалов. Какие преимущества и недостатки, на Ваш взгляд, привнесло в работу образовательных учреждений это нововведение?

– В результате реорганизации семь общеобразовательных учреждений и один детский сад стали филиалами Вагайской средней школы. Функционирование этого комплекса обеспечивают 207 работников, в том числе 85 учителей, 12 воспитателей, резко возросло и количество учащихся – 1089 человек.

Процедура объединения прошла для нас безболезненно, филиалы работают в обычном режиме. Руководство ими осуществляют заведующие, назначаемые директором базовой школы.

При реорганизации по модели «базовая школа с сетью филиалов» достоинств, на мой взгляд, больше, чем недостатков. Прежде всего надо сказать, что основательного изменения организационных, методических и технологических основ учебного процесса она не потребовала, а в его рамках можно решить такие принципиально важные проблемы, как создание полноценных методических объединений учителей-предметников. Не секрет, что в малокомплектных школах учителя вынуждены вести несколько предметов, поэтому активизация методической работы в условиях «филиализации» приобретает особую значимость. Кроме того, реорганизация по этой модели позволяет добиться единства требований, при продуманном подходе расширить сферу общения как учителей, так и учащихся. К примеру, проведение общих праздников, конкурсов, соревнований и т. д. Координация же планов учебно-воспитательной работы решает столь важную проблему, как формирование единого образовательного пространства.

К недостаткам же надо отнести отдаленность некоторых филиалов от базовой школы, что, естественно, затрудняет общение со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для рапботы.

– Из собственного опыта работы знаю, что в школе всегда должно быть, образно говоря, «направление главного удара», способное объединить коллектив для решении основной задачи. Над реализацией какой задачи работал коллектив Вагайской школы в текущем учебном году?

– Обращаясь к своему опыту работы, я пришел к пониманию, что в условиях реализации многочисленных инновационных проектов полноценное управление учебно-воспитательным процессом возможно только при условии вовлечения в него всего школьного сообщества. Уверен, по большому счету управление – это коллективная деятельность. Считаю, что это и есть «направление главного удара», объединяющее коллектив школы. Я сторонник открытости и прозрачности во всем: и в управлении финансами, и в управлении учебно-воспитательным процессом. Такая открытость снимает многие вопросы как у учителей, так и родительской общественности и, главное, повышает уровень доверия к руководству школы и коллективу в целом.

Что касается ключевой задачи нынешнего года – предоставление полноценного образования в новых условиях – наш большой педагогический коллектив работает над реализацией проблемы «Инновационные процессы как ресурс повышения качества образования».

– Опыт управленческой работы у Вас солидный, тем не менее, думаю, новое место работы привнесло и новые трудности. В решении каких вопросов, стоящих перед школой, Вы испытывали затруднения?

– Прежде всего трудности связаны с иными масштабами работы. Стаж управленческой работы у меня действительно достаточно солидный, но до сих пор я руководил малокомплектной школой. Сейчас же одних филиалов у базовой школы, как я уже говорил, восемь. В руководстве Вагайской школой серьезных проблем нет, дружный коллектив профессионалов работает стабильно. Сложнее с филиалами – для решения многих вопросов, в том числе и организационных, приходится выезжать на места, что из‑за солидных расстояний требует много времени. Нехватка кадров в малокомплектных школах – следующая проблема.

Сложившийся стиль работы авторитетного в педагогическом сообществе коллектива учителей, традиции, отношения, формы работы не считаю нужным изменять – они оправдали себя на практике. В данном случае я не говорю о внедрении инноваций в учебно-воспитательный процесс. Если же возникнет необходимость в существенных изменениях в каком‑либо из направлений работы, то после тщательного изучения проблемы, прогнозирования последствий, согласования со своей командой и при поддержке коллектива учителей я не исключаю возможности коренного преобразования.

– Какие «уроки на завтра» извлекли из опыта работы в 2016‑2017 учебном году? Какой хотели бы Вы видеть Вагайскую школу «завтрашнего дня»?

– Вагайской школе «завтрашнего дня», по‑моему мнению, наиболее приемлема идея адаптивной школы, так как на селе она одна. У родителей или законных представителей детей нет возможности выбора образовательного учреждения. Следовательно, не ребенок должен приспосабливаться к школе, наоборот, школа должна строить работу с учетом склонностей, способностей, состояния здоровья, психологии детей. Это значит, что наше учреждение должно располагать соответствующей этим требованиям программой ее развития. Четкое представление всем педагогическим коллективом будущего нашей школы как социального института, направления ее развития, обеспечивающего полноценное формирование и развитие способностей ученика, – для меня это одна из приоритетных задач, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра.

– Как Вы оцениваете кадровое обеспечение, оснащенность образовательного процесса Вагайской школы?

– В базовой школе преподавание всех предметов учебного плана обеспечено специалистами соответствующей квалификации. Я уже говорил, что наш годами сформированный педагогический коллектив силен своими традициями – это творческая педагогическая команда. Администрация школы, учителя хорошо понимают, что от нашего профессионализма, уровня владения педагогическими и предметными компетенциями напрямую зависит успешность детей.

Кто‑то уходит, на смену им приходят молодые педагоги, которым еще предстоит сказать свое слово в педагогике. Уверен, что они внесут весомую лепту в обучение и воспитание вагайских школьников.

Что касается материально-технического обеспечения, Вагайская школа располагает всем необходимым для реализации основных задач образования – обновляем мебель, приобретаем учебники, компьютеры, во все учебные кабинеты провели высокоскоростной интернет…

– Рашид Раисович, что Вы могли бы отнести к личным достижениям из опыта работы в текущем учебном году?

– В должности директора этой школы я работаю всего лишь восемь месяцев. Для того чтобы говорить о каких‑либо существенных достижениях, требуется время. В нынешнем году я должен был постараться достичь основной цели: чтобы мои коллеги поверили мне, пошли за мной. Для этого я должен знать их профессиональные качества, мотивацию к инновационной деятельности и т. д. На мой взгляд, у руководителя образовательного учреждения, как, впрочем, и у любого руководителя, его достижения и достижения руководимого им коллектива – понятия неразделимые.

– В связи с предстоящими перед школой испытаниями – какие изменения в процедуру проведения ЕГЭ и ГИА внесены в нынешнем году? Каким предметам для сдачи ЕГЭ отдали предпочтение выпускники 11 класса?

– Процедура проведения ЕГЭ и ГИА изменений не претерпела. Они коснулись структуры контрольно-измерительных материалов для выпускников средней школы. Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что изменения в них достаточно существенные. По ряду предметов изменен максимальный балл в некоторых заданиях, по иным изменена структура или исключены задания с выбором ответа, по химии, к примеру, количество заданий с 40 сокращено до 30 и т. д.

Что касается выбора предметов для сдачи экзамена, популярными в нынешнем году стали обществознание, физика.

– В заключение Ваши пожелания коллегам, учащимся.

– Хочу выразить надежду на то, что мы и впредь дружной командой единомышленников будем идти к новым целям, каждый ответственно и старательно выполняя свои обязанности. Для нас должно стать хорошей традицией вместе решать творческие задачи, стоящие перед коллективом, вместе заботиться об имидже школы, ее успешном представлении на соревнованиях, олимпиадах, конкурсах. Искренне желаю своим коллегам, чтобы наши ученики непременно добивались успехов.

Совсем немного времени осталось до той черты, когда одиннадцатиклассники покинут привычную для них школьную жизнь. Желаю вам, дорогие выпускники, энергии и целеустремленности. Пусть здоровые амбиции помогут вам наилучшим образом построить свою дальнейшую образовательную траекторию и стать по‑настоящему счастливыми людьми. А всем учащимся хочу сказать – поверьте, что отлично учиться и быть лучшим – прекрасный вклад в ваше будущее. Образованному человеку подвластно все! Ему открыты все дороги!

Автор: Ишмухамет ГАЙСИН