Медиакарта
14:33 | 14 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Памяти моих учителей

Памяти моих учителей
11:37 | 12 ноября 2010

Первым выпускникам-вагайцам Ивановской школы-интерната...

Прошло уже много лет, а в памяти своей я часто мысленно возвращаюсь к событиям полувековой давности.

Год 1957. В Ивановском монастыре, что под Тобольском, «пленительной Междугорской Пустыне», как назвал ее исследователь Сибири П.А. Словцов, открывается школа-интернат.

Много лет спустя в сборнике документов о школе я нашел Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об открытии школ такого типа для детей из малообеспеченных семей.

Одна из них – Ивановская школа-интернат. В ней предполагалось обучать детей этой категории из Тобольска и близлежащих районов, в том числе Вагайского.

Среди первых учеников этой школы был и я, шестиклассник, старший из сыновей многодетной семьи колхозников из глухой деревеньки Вагайского района.

Итак, в конце августа 1957 года нас, будущих воспитанников школы-интерната, привезли к месту учебы. Красоту и живописность местонахождения школы, в которой нам предстояло жить и учиться , я смог по достоинству оценить только спустя годы. Пока же тринадцатилетнему мальчугану было не до этого.

Тот, кому приходилось бывать в тех местах, уверен, не забудет открывающуюся внезапно красоту ансамбля монастыря при движении от поселка Прииртышского (Зверосовхоза, как его называли когда-то) вниз по склону.

Глубоко внизу речка, долина с высокими склонами, покрытыми густым лесом, создают впечатление горного пейзажа.

Значительно позже я узнал, что история этого монастыря, преобразованного в образовательное учреждение, уходит своими корнями в 17 век: в 1653 году на этом месте была построена первая деревянная церковь.

Остается только удивляться чутью зодчих, сумевших столь удачно использовать особенности местности. Вот в этом изумительном по красоте месте и была открыта школа, в которой мне предстояло учиться 5 лет.

Той школы давно уже нет. Она выполнила в трудные годы свою миссию, оставив в умах и сердцах своих воспитанников добрую память.

Стержень всякой школы – это ее педагогический коллектив. Именно он создает ее облик. Теперь, имея за плечами почти сорокалетний опыт педагогической работы, могу уверенно заявить, что этот коллектив имел какую-то неповторимую, я бы сказал, оптимистическую идею. В нем верили в ребенка. Вероятно поэтому, только среди выпускников нашего класса (1962 год) есть заслуженные работники разных отраслей, руководители территорий, учреждений, организаций, большая часть выпускников получила высшее образование.

В 1977 году, на праздновании 20-летия школы, наш классный руководитель Айдакова Ефросинья Степановна рассказывала, что заседания педагогического совета, различного рода собрания и совещания в школе проводились либо поздно вечером, после отбоя, или до подъема. Время их проведения диктовалось режимом дня школьников. Только эта деталь достаточно показательна. Кроме того, она поведала своим бывшим воспитанникам, а ныне коллегам (среди нас на встрече было много учителей) о жёстком отборе педагогических кадров для работы в школе-интернате. Отбирали лучших.

Низовских Алексей Иванович, директор, в 1962 году присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»,

Романов Сергей Александрович, зам. по учебно-воспитательной работе, через несколько лет стал преподавателем одного из вузов областного центра,

Романова Сименса Васильевна, учитель математики, после Ивановской школы многие годы работала зав. методическим кабинетом Тюменского горОНО,

Ключарева Елена Константиновна, старший воспитатель, - директором Бишуринской школы-интерната,

Осинцев Георгий Самойлович, учитель физкультуры, - директором спортивной школы в г. Тобольске…

Школа имела свою символику: гимн и герб. До сих пор помню часть текста гимна:

Пришли учиться мы,

Пришли трудиться мы,

Чтоб этот радостный дом-интернат

Жил всё чудеснее,

С веселой песнею

Он рос и цвел, как юный сад.

Слова и музыку к нему написали профессиональные творческие работники из Тобольска. Проект герба разрабатывали всей школой. Затем на Тобольской косторезной фабрике по лучшему из них, прошедшему конкурсный отбор, изготовили нагрудные знаки с его изображением для каждого воспитанника. Вручили их в торжественной обстановке, звучал школьный гимн, было много гостей, подарков… Учительский коллектив блестяще умел формировать уважительное отношение к своей школе, к учителям, ко всему тому, что тебя окружает в ней, к традициям.

Теоретические основы школьного самоуправления к тому времени были достаточно хорошо разработаны, однако конкретные рекомендации по реализации этих идей появились позднее. А в Ивановской школе в конце 50-х школьное самоуправление действовало уже в полной мере, школьники активно привлекались к решению посильных для них задач. Каждый из нас имел конкретное поручение и нес ответственность за его выполнение.

Ежедневно рабочий день в школе начинался со спортивной площадки, куда сразу после подъема собирались все воспитанники на физзарядку, которую проводил Г.С. Осинцев. Надо сказать, что этот талантливый, всесторонне одаренный педагог (музыкант, художник, спортсмен) фанатично преданно относился к своей работе, с детьми он был с утра и до вечера, а потому был кумиром всей школы.

Самые тёплые и сердечные воспоминания остались об Ивченко Нине Сергеевне, воспитателе нашего класса (в штатном расписании школы-интерната была такая должность). Работала она с нами всего один год, в 1958 году из школы уехала. К сожалению, о ней мы ничего не знаем, но при наших редких встречах вспоминаем ту удивительную девушку, которая за столь короткий промежуток времени общения сумела покорить и влюбить в себя подопечных окончательно и бесповоротно. С тех пор прошло 50 лет, а мы помним, как после самоподготовки ежедневно, если позволяла погода, мы шли в лес, устраивали где-нибудь привал и часами могли слушать своего любимого воспитателя. Этот цикл своих устных рассказов она назвала «О чем шумит лес». Сейчас я уже не помню, о чем он тогда шумел, в памяти остался ее проникновенный голос и особое состояние полного к ней доверия.

Её педагогической судьбе можно позавидовать: за один год она сумела добиться того, на что иному учителю или воспитателю понадобятся годы, если для него это достижимо вообще.

Можно было бы рассказать еще и о Семене Петровиче Хлызове, учителе труда, под руководством которого бригада школьников в летнее время изготовляла диваны и тумбочки на продажу, о наших дальних экскурсиях по городам Советского Союза, о том, как мы нашли на территории монастыря клад, который подарили Тобольскому музею (годы спустя я видел его там и надпись под ним «Подарок воспитанников Ивановской школы-интерната»), о наших традициях и праздниках, собраниях и классных часах.

Приступая к этому повествованию, я ставил перед собой цель накануне 50-летия первого выпуска рассказать хотя бы коротко об одном из ушедших в прошлое образовательных учреждений, в котором довелось учиться мне, о той атмосфере искренности и доброты, которую сумели создать в ней талантливые педагоги, оставившие добрую память о себе в своих воспитанниках.

Ишмухамет ГАЙСИН, заслуженный учитель РФ

с. Вагай

Теги: память