Медиакарта
2:09 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О механизмах повышения эффективности использования средств федерального бюджета

Одной из главных задач органов Федерального казначейства является развитие инструментов управления ликвидностью Единого казначейского счета.

 

Федеральное казначейство посредством сглаживания колебаний остатков средств на Едином казначейском счете оказывает серьезное влияние на проведение денежно-кредитной политики Банка России.

 

Для достижения данной цели реализуется механизм предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, т.е. «под потребность».

 

Работа по данному направлению осуществляется органами Федерального казначейства с 2014 года.

Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (Управление) в 2014 году передали свои полномочия как получателя средств федерального бюджета 6 министерств и ведомств по 36 направлениям расходования целевых средств.

На сегодняшний день Управлением обеспечивается перечисление целевых средств «под потребность» по 19 министерствам и ведомствам, передавшим свои полномочия как получателя средств федерального бюджета. Операции по перечислению межбюджетных трансфертов осуществляются по 71 направлению расходования целевых средств.

 

В результате реализации механизма предоставления межбюджетных трансфертов «под потребность» суммы остатков целевых средств в консолидированном бюджете Тюменской области  на начало финансового года были значительно сокращены: сумма остатка по состоянию на 01 января 2017 в 7 раз меньше, чем на 01.01.2016 и в 13 раз меньше по сравнению с 2014 годом.

 

Перечисление целевых субсидий из федерального бюджета под реальную потребность обеспечивает эффективный результат в скорейшем использовании  субъектом Российской Федерации этих средств на цели, на которые они были выделены.

Вторым направлением повышения ликвидности федерального бюджета является отзыв лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), несвязанных бюджетных обязательств (БО) и предельных объемов финансирования расходов (ПОФР) на квартальную дату с лицевых счетов по переданным полномочиям. Для обеспечения исполнения данной нормы, Управлением проводится  еженедельный мониторинг нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для своевременного внесения записей в Реестр Соглашений и постановке на учет бюджетных обязательств.

 В целях сохранности государственных ресурсов, эффективного управления общественными финансами Федеральным казначейством в рамках кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с 2017 года осуществляется обеспечение предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий с применением механизма софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, который предусматривается при заключении Соглашения о предоставлении субсидии. Управлением в данном направлении осуществляется работа по 13 министерствам и ведомствам по 42 направлениям  расходования этих средств.

В целях реализации положений части 11 статьи 5 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 219 годов» одним из новых направлений работы с целевыми денежными средствами, предоставляемыми из федерального бюджета является обеспечение учета операций с целевыми субсидиями на соответствующих лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) - сельхоз- и товаропроизводителям, в рамках казначейского сопровождения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. В Управлении было открыто 10 лицевых счетов для осуществления кассовых операций с целевыми средствами, выделенными в виде грантов начинающим фермерам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

 

С учетом положительной оценки Федерального казначейства результатов эксперимента по казначейскому сопровождению авансовых платежей по государственным контрактам с применением казначейского аккредитива, планируется расширение сферы его применения, в частности при перечислении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам.

 

Следующим приоритетным направлением является реализация Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года (приказ Минфина России от 29.08.2013 № 227).  Федеральным казначейством разрабатывается механизм консолидации Кассового плана Казначейства России, в том числе с учетом  Прогноза движения средств на счете № 40201 («Средства бюджета субъекта Российской Федерации») по месяцам и по дням. 

 

В процессе прогнозирования средств на Едином казначейском счете (ЕКС) на текущий момент  принимают участие: участники бюджетного процесса федерального уровня, участники уровня субъекта Российской Федерации, участники местного уровня (8 пилотных субъектов), государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

 

Планируется дальнейшее совершенствование, апробация и опытная эксплуатация полномасштабного прогнозирования на ЕКС, путем  расширения круга участников, т.е.  приобщения всех участников местного уровня и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также автоматизация процесса с использованием ППО Автоматизированная система Федерального казначейства, ГИИС «Электронный бюджет».

 

Кроме того, в  2017 году Федеральным казначейством осуществляется развитие государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАС «Управление») по следующим направлениям:

- расширение функционала ГАС «Управление», предусматривающего:

 

разработку мониторинга оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;

 

создание реестра полномочий (функций) федеральных органов исполнительной власти, в том числе переданных для реализации иным органам;

 

разработку инструментов сбора сведений о структуре, штатной численности и деятельности подведомственных учреждений федеральных органов исполнительной власти;

 

разработку мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

 

разработку информационной панели анализа данных, предоставляемых многофункциональными центрами предоставления государственных услуг и т.д.

 

-  Улучшение качества данных в ГАС «Управление» за счет:

 

реализации расширенного форматно-логического контроля предоставляемых в ГАС «Управление» данных;

 

большего вовлечения территориальных органов Федерального казначейства в обеспечение взаимодействия пользователей с ГАС «Управление» и предоставления им соответствующего инструментария для осуществления контроля и т.д.

 

Внедряя вышеперечисленные механизмы повышения эффективности использования средств федерального бюджета, органами Федерального казначейства решается первостепенная задача по эффективному использованию этих средств как одного из основных рычагов управления ликвидностью Единого казначейского счета.

 

Заместитель начальника отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов УФК по Тюменской области  М.П. Максимова