Реестр банковских гарантий получил свое начало в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). Статьей 45 Закон № 44-ФЗ было определено обязательное условие применения банковской гарантии для осуществления государственных (муниципальных) закупок, включение в реестр банковских гарантий (далее - Реестр). Данный Реестр сделал прозрачным и общедоступным для проверки заказчиком выданную зарегистрированную банковскую гарантию. Так как, ведение Реестра по новым требованиям предусмотрено вести в электронном виде на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС).
Данные законодательные нововведения позволили придать очередной импульс развитию банковской гарантии как финансового инструмента в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данную динамику можно проследить на сайте ЕИС в Реестре банковских гарантий по количеству выданных и размещенных банковских гарантий: за 2014 — более 180 000; за 2015 — более 270 000; за 2016 — более 450 000; за 2017 более 610 000.
Совершенствование механизма в сфере государственных (муниципальных) закупок не стоит на месте и это находит свое отражение Реестре. Так в 2018 году Реестр банковских гарантий ждут законодательные изменения в части ужесточения требований к банкам-гарантам, направленные на повышения обеспеченности заявок и исполнения контрактов.
Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
вносятся изменения в статью 45 Закона № 44-ФЗ, банки-гаранты, должны будут
удовлетворять требованиям, установленным Правительством Российской
Федерации".
Согласно проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов» подготовленного Минфином России от 18.09.2017, размещенного на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru) банк-гарант выдающий банковскую гарантию в рамках осуществления госзакупок должен будет одновременно удовлетворять следующим требованиям:
а) наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 1 млрд. рублей, рассчитываемых по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату.
б) наличие у банка кредитного рейтинга на уровне не ниже «BBB-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации по классификации Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (Акционерного общества) или кредитного рейтинга не ниже уровня «ruBBB-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2017 № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное требование вступит в силу с 1 июня 2018 г.
Для реализации данного требования на официальном сайте Минэкономразвития РФ будет создан реестр банков, выдающих банковские гарантии по Закону № 44-ФЗ на 2018 год, на основании данных, переданных Банком России. В том случае, если состоящий в реестре банк перестанет соответствовать установленным требованиям или не состоявший в реестре начнет им удовлетворять, соответствующую информацию ЦБ РФ в течение 5 дней должен направить в Минэкономразвития России.
В заключение хочется отметить, что реестр банковских гарантий как инструмент способствующий обращению банковских гарантий на территории Российской Федерации вносит значительный вклад в развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Дальнейшее его развитие зависит от экономических взаимоотношений субъектов участвующих в данном процессе и изменению действующего законодательства Российской Федерации.
Е.Е. Вохменцов, заместитель начальника отдела ведения федеральных реестров УФК по Тюменской области