На современном этапе система внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства является одним из важных инструментов совершенствования казначейской системы, которой уделяется пристальное внимание.
Задачами внутреннего контроля и аудита являются:
- осуществление контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов;
- повышение эффективности деятельности органов Федерального казначейства;
- повышение качества государственных функций и полномочий, осуществляемых органами Федерального казначейства.
Одновременно с развитием казначейской системы Российской Федерации развиваются и механизмы внутреннего контроля и аудита органов Федерального казначейства, разрабатываются и внедряются совершенно новые для казначейской системы стандарты и порядки внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Так, одним из видов внутреннего контроля является контроль с применением методов "самоконтроль" и "контроль по уровню подчиненности". Данный вид контроля применяется в УФК по Тюменской области с 2012 года, является предварительным и оперативным, он позволяет не только установить факт нарушения, но и своевременно предотвратить возникновение того или иного нарушения, исключить наступление возможного риска. В целях организации применения данного вида контроля разработан Стандарт внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденный приказами Федерального казначейства от 16.04.2012 № 164 (срок действия до 16.12.2016), от 16.12.2016 № 475.
Другой, не менее важный вид контроля, применяемый в УФК по Тюменской области – последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль (ПОВАК), регламентируется Стандартом осуществления ПОВАК, утвержденным приказом Федерального казначейства от 25.12.2015 № 368. ПОВАК осуществляется контрольно-аудиторскими подразделениями органов Федерального казначейства сплошным способом и в непрерывном режиме в отношении 125 показателей по 7 направлениям деятельности:
- организация и осуществление учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- организации и осуществление электронных расчетов в системе банковских расчетов между УФК и учреждениями Банка России и кредитными организациями;
- кассовое исполнение федерального бюджета;
- кассовое исполнение бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
- своевременность предоставления оперативной отчетности (код формы 0503152) в МОУ ФК;
- кассовое исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- отчет по показателям отдела технологического обеспечения.
С 2016 года, в связи с упразднением службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и передачи части функций органам Федерального казначейства, на специалистов отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Тюменской области возложены функции по осуществлению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля. В целях реализации данных полномочий, осуществляется ряд мероприятий по проведения анализа исполнения бюджетных полномочий (далее – Анализ) органов государственного (муниципального) финансового контроля (далее – орган контроля), а именно:
- ежегодный мониторинг органов контроля, составление перечня органов контроля;
- составление и утверждение плана проведения Анализа на очередной год;
- проведение и оформление результатов Анализа;
- составление и представление отчетности по результатам Анализа.
Регламентируются вышеуказанные действия Порядком проведения анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) (утвержден приказом Федерального казначейства от 3 июля 2017 года № 17н).
Новым этапом становления системы внутреннего контроля послужила разработка в 2017 году Стандарта управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.09.2017 № 259.
В соответствии со Стандартом, процесс управления внутренними рисками осуществляется участниками управления внутренними рисками в следующей последовательности:
- идентификация, анализ и оценка внутренних рисков;
- выбор способов реагирования на внутренние риски;
- мониторинг внутренних рисков;
- оценка эффективности функционирования системы управления внутренними рисками;
- контроль эффективности функционирования системы управления внутренними рисками;
- формирование отчетности в рамках управления внутренними рисками.
Внедрение данного Стандарта в УФК по Тюменской области позволяет не только выявлять вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства, но и идентифицировать и управлять ими.
Ведь наиболее важным является не выявление тех или иных нарушений (недостатков), а установление причин, способствовавших этим нарушениям (недостаткам), и принятие соответствующих мер для избежания наступления негативных событий, которые могут отразиться на общей деятельности органов Федерального казначейства
Таким образом, результатом внедрения в казначейскую систему механизма управления казначейскими рисками обеспечивает переход системы внутреннего контроля и аудита на новую ступень развития, которая требует постоянной систематизации, стандартизации и совершенствования.
Заместитель начальника отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Тюменской области А.Ф. Куцуров