Казначейское обеспечение обязательств – это достаточно новый платежный инструмент, применяемый в настоящее время как полная или частичная замена авансовых платежей при казначейском сопровождении целевых средств. Казначейское обеспечение обязательств представляет собой документ, формируемый территориальным органом Федерального казначейства (далее – ТОФК), подтверждающий обязанность государственного заказчика (главного распорядителя средств федерального бюджета) оплатить за счет суммы целевых средств, предусмотренной государственным контрактом (соглашением) фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, при представлении организацией - исполнителем по государственному контракту/соглашению/договору в ТОФК документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Случаи применения казначейского обеспечения обязательств в 2018 году установлены ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», и имеют место при казначейском сопровождении:
1) государственных контрактов на строительство (реконструкцию) объектов государственной собственности РФ, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения;
2) государственных контрактов, заказчиком которых являются федеральные органы государственной власти с бюджетными полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, а также подведомственные им получатели средств федерального бюджета, при этом необходимость казначейского обеспечения установлена правовыми актами заказчика;
3) целевых средств, предоставляемых юридическим лицам на основании государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, определенных решениями Правительства РФ, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения.
Порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении средств утвержден приказом Минфина России от 19.12.2017 № 239н.
Форма казначейского обеспечения обязательств утверждена Приказом Казначейства России от 15.01.2018 № 10н «Об утверждении форм документов, применяемых при казначейском обеспечении обязательств при казначейском сопровождении целевых средств, и порядка их заполнения».
Условие о казначейском обеспечении обязательств должно быть включено в условия соответствующих государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. Размер казначейского обеспечения устанавливается заказчиком (главным распорядителем средств федерального бюджета) и может достигать 100% суммы контракта (договора, соглашения), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на названные цели на соответствующий финансовый год.
Что касается возможности включения условий авансовых платежей в упомянутые контракты, то для контрактов с казначейским обеспечением обязательств авансы исключены, поскольку обеспечение само по себе является гарантией оплаты.
Казначейское обеспечение – это безболезненная замена авансовых платежей и данный платежный инструмент позволит исключить образование дебиторской задолженности по расходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Заместитель начальника отдела
казначейского сопровождения УФК по Тюменской области
Н.В. Климкина