Медиакарта
18:50 | 3 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Оптимизация технологических процессов за счет развития информационных систем, интеграции функций в подсистеме «Электронный бюджет»

 Опыт реализации во многих странах показал, что информационные системы управления общественными финансами можно в целом охарактеризовать как комплекс решений, позволяющий осуществлять планирование бюджета, автоматизировать учет финансовых операций, отслеживать финансовые события, формировать финансовую отчетность и создавать возможность для структурной аналитики, влияющей на принятие управленческих решений.

В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:

Бюджетное планирование
Управление доходами
Управление расходами
Управление долгом и финансовыми активами
Управление денежными средствами
Управление закупками
Управление нефинансовыми активами
Управление кадровыми ресурсами
Бухгалтерский и управленческий учет
Финансовый контроль
Автоматизация указанных процессов позволяет обеспечить мониторинг результативности и эффективности финансовой деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций и образований. Использование единых реестров, классификаторов и формуляров ведет к интеграции процессов управления по установленным регламентам обмена данными.

Интеграция подсистем внутри системы «Электронный бюджет» и внешних информационных систем позволяет перейти к современным стандартам организации управления информационными потоками, а также создает предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов. Существенным условием повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение интерактивного взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях предоставления бюджетной информации. Технологические и функциональные компоненты единого портала бюджетной системы Российской Федерации, методическая поддержка организаций сектора государственного управления позволяет реализовать единые подходы и использовать удобные для пользователя интерфейсные решения (навигация, поиск, уведомления, рассылки и иные сервисы). Сервисы портала должны быть доступны, в том числе с использованием мобильных устройств.

В целях оптимизации технологических процессов при создании и развитии ГИИС УОФ ЭБ применяется гибридный подход – это гибкое сочетание централизации управления и делегирования обработки, обеспечивающее централизацию информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и оперативность учета финансовой деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, с последующей интеграцией с процессами, охватывающими всю деятельность публично-правовых образований, на основе систем централизованной обработки (ЦОД).

 Cделать открытым весь процесс финансово-хозяйственной деятельности
Связать финансовую информацию с конкретными конечными результатами деятельности ОСГУ
Перейти к облачным технологиям, создав единую среду для всех участников бюджетного процесса
Подходы к построению схемы функциональной структуры ГИИС УОФ ЭБ включают в себя:

 использование единых реестров, классификаторов, формуляров с обязательной регистрацией всех документов в рамках финансово-хозяйственной деятельности;
исключение дублирования процедур сбора информации и обеспечения ее автоматической обработки в режиме реального времени;
формализация и стандартизация бизнес-процессов финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления при возможности обеспечения гибкости их изменения;
использование централизованных подсистем системы «Электронный бюджет» всеми участниками бюджетного процесса федерального уровня;
предоставление подсистем системы «Электронный бюджет» как сервиса органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям.

 
Подходы к построению схемы автоматизации:

реализация в сервисно-ориентированной архитектуре;
преимущественное использование промышленного тиражируемого программного обеспечения;
использование портальных технологий, предоставление интерактивного web-доступа к функциональным подсистемам;
возможность расширения базовой конфигурации системы для учета отраслевой и региональной специфики;
централизованные или облачные технологии хранения и обработки информации.
Реализация системы «Электронный бюджет» устроена так, что она функционирует именно на базе создания централизованной информационной системы, которая позволит объединить все данные в одну общую систему. К очевидным плюсам такой схемы относятся:

экономия бюджетных средств на обеспечении стоящих сегодня программных продуктов;
обеспечение возможности главным распорядителям бюджетных средств осуществлять работу по проектированию и исполнению бюджета совместно с подведомственными им учреждениями в единой для всех базе данных;
увеличение скорости документооборота, а также применения электронной подписи между его участниками;
возможность полного контроля со стороны граждан за распределением бюджетных средств и другие.
Информационные технологии становятся ключевым источником инноваций, которые способствуют развитию смежных отраслей и общей эффективности экономики.

  

Главный специалист-эксперт отдела технологического обеспечения
УФК по Тюменской области Е.Г. Самсоненко