Одной из основных функций, выполняемых казначейской системой на современном этапе, является учет бюджетных и денежных обязательств, принятых получателями за счет средств федерального бюджета.
В органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые получателями средств на основе государственных контрактов, извещений об осуществлении закупки, иных договоров, заключенных с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также обязательства по исполнительным листам, возникшие в процессе исполнения ими государственных функций.
Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики учреждения. Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.
Бюджетные и денежные обязательства учитываются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства в соответствии с Порядком учета территориальными органами федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2015 № 221н (далее – Порядок), разработанного на основании статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отделе № 10 УФК по Тюменской области, осуществляющем кассовое обслуживание и исполнение федерального бюджета на территории г. Ишима и Ишимского района, по состоянию на 01.10.2018 работа по бюджетным и денежным обязательствам осуществляется с шестью получателями средств федерального бюджета.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве формируются в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени получателя средств федерального бюджета.
Основным этапом при выполнении данного Порядка является прием и обработка Сведения об обязательстве. Проверка наличия реквизитов государственного контракта в Сведениях об обязательстве, а также соответствие показателей указанных в государственном контракте, договоре реестровым записям Сводного реестра государственных контрактов осуществляется специалистами отдела, что позволяет исключить постановку на учет бюджетных обязательств по уже исполненным государственным контрактам и договорам.
Во избежание ошибок при предоставлении Сведений, не соответствующих Порядку учета бюджетных обязательств, Сведения возвращаются путем оформления Протоколов возврата.
Приведем примеры типичных ошибок, допускаемых клиентами, к ним относятся такие, как несоответствие информации, указанной разделе 2 "Реквизиты контрагента" Сведения об обязательстве предоставленному документу – основанию; несоответствие предмета бюджетного обязательства коду классификации расходов.
Так, на 01.10.2018 принято на учет Сведений о бюджетном обязательстве -811, Сведений о денежном обязательстве -130.
Ежемесячно по состоянию на 1-е число каждого месяца формируется и направляется в адрес получателя средств федерального бюджета Справка об исполнении принятых на учет обязательств.
В рамках своей деятельности отдел № 10 постоянно стремится совершенствовать качество услуг, предоставляемых клиентам. В отделе № 10 клиенты могут своевременно получить исчерпывающую информацию о Порядке учета бюджетных и денежных обязательств, обратившись по телефону: (34551) 6-53-03.
И.В. Кондрашина, заместитель начальника отдела № 10 УФК по Тюменской области