Учет денежных обязательств органами Федерального казначейства, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, берет свое начало с 1 января 2017 года при вступлении в силу раздела IV Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 221н (далее – Приказ 221н).
В органах Федерального казначейства подлежат учету обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами (контрактами), иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства.
Учет обязательств осуществляется на лицевых счетах получателя бюджетных средств или на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям, открытых в органах Федерального казначейства.
Для осуществления расходных операций казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Органы Федерального казначейства санкционируют расходы бюджета в рамках контроля целевого и эффективного использования бюджетных средств.
В текущем финансовом году получатели средств федерального бюджета принимают денежные обязательства с учетом принимаемых, принятых и неисполненных бюджетных обязательств прошлых лет. К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем финансовом году, также к ним относятся бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены в текущем финансовом году.
Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам и лимитов бюджетных обязательств – по остальным денежным обязательствам.
Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Денежные обязательства формируются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако, порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства.
Учет принятых денежных обязательств осуществляется на основании документов (первичных, учетных) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом. Основанием для принятия денежных обязательств являются: при поставке товаров - накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура; при выполнении работ, оказании услуг - акт выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура; исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ); иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.
Денежные обязательства по выплате заработной платы, стипендии, денежного довольствия, пособий, компенсаций и иных выплат принимаются на основании расчетных ведомостей, приказов руководителей учреждений по дате утверждения соответствующих документов.
Денежные обязательства по уплате взносов на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут приниматься к учету на основании данных соответствующих расчетных ведомостей и регистров налогового учета.
Денежные обязательства по уплате государственной пошлины, уплате всех видов пеней и штрафов, по исполнительным документам (постановления судебных (следственных) органов и другие документы, устанавливающие обязательства учреждения) принимаются к учету в соответствии со сроками, указанными в исполнительных документах.
Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора, контракта.
Органы Федерального казначейства в случае проведения операций с бюджетными и денежными обязательствами по авансовым платежам осуществляют следующее мероприятия:
постановку на учет бюджетного обязательства на основании представленных получателем средств федерального бюджета Сведений о бюджетном обязательстве (ф. 0506101),
постановку на учет авансового денежного обязательства на основании представленных получателем средств федерального бюджета Сведений о денежном обязательстве (ф. 0506102),
исполнение авансового денежного обязательства на основании представленного получателем средств федерального бюджета платежного документа,
постановку на учет денежного обязательства на основании сформированных получателем средств федерального бюджета Сведений о денежном обязательстве (ф. 0506102), в графе 8 раздела 2 которых указывается сумма перечисленного аванса,
зачет суммы ранее исполненного авансового денежного обязательства получателя средств федерального бюджета в счет исполнения денежного обязательства получателя средств федерального бюджета.
Кроме того, пунктом 25 Приказа № 221н, предусмотрено подтверждение поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по ранее произведенным авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта (договора).
В январе 2018 года Приказ № 221н дополнен п. 25.1., в случае если в рамках бюджетного обязательства, возникшего по государственному контракту (договору) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, ранее поставлено на учет денежное обязательство по авансовому платежу (с признаком авансового платежа "Да"), поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг по которому не подтверждена в соответствии с условиями государственного контракта (договора), постановка на учет денежного обязательства на перечисление последующих платежей по такому бюджетному обязательству не осуществляется, что позволяет своевременно произвести зачет суммы ранее исполненного авансового платежа, уменьшить количество не зачтенных денежных обязательств.
Немного статистики, в рамках реализации Приказа 221н Управлением Федерального казначейства по Тюменской области (далее – Управление) по состоянию на 01.11.2018 принято на учет бюджетных обязательств на основании государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений и нормативных правовых актов о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации межбюджетного трансферта в форме субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, сведения о котором подлежат либо не подлежат включению в реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 24 904 069 тыс. рублей. Принято на учет денежных обязательств в сумме 20 304 269 тыс. рублей, из них исполнено денежных обязательств на сумму 20 238 571 тыс. рублей, зачтено авансовых платежей по ранее исполненным авансовым платежам 20 219 960 тыс. рублей, остаток не зачтенных денежных обязательств в сумме 18 611 тыс. рублей.
Учет денежных обязательств является еще одной ступенью развития казначейских технологий, позволяет своевременно и в полном объеме осуществлять процедуры планирования и исполнения федерального бюджета по расходам, сделать прозрачными и доступными для общественного контроля все расходы получателей средств федерального бюджета. Повышение эффективности бюджетных расходов, их планирование на долгосрочный период, а, как итог – рост российской экономики, - все это зависит, в том числе от осознания всеми участниками бюджетного процесса важности процедур учета обязательств органами Федерального казначейства. В перспективе планируется максимально освободить клиентов от необходимости предоставления одних и тех же данных, содержащихся в разных регистрах и документах. По сравнению с первоначальным этапом становления процесса принятия на учет обязательств отмечено значительное усовершенствование технологии учета бюджетных обязательств.
Начальник отдела расходов Управления Федерального казначейства по Тюменской области Ольга Царенко