Механизм казначейского сопровождения применяется в целях усиления государственного финансового контроля целевого использования бюджетных средств начиная с 2016 года. На протяжении этих лет он постоянно развивается, совершенствуется и расширяется его нормативно-правовое регулирование.
Ежегодно нормы по казначейскому сопровождению целевых средств устанавливаются статьей 5 федерального закона о федеральном бюджете. Перечень целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению в 2019 году, определен частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», который включает в себя в том числе субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации; расчеты по госконтрактам, заключаемые в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму 100 тысяч рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемые в рамках исполнения указанных госконтрактов на сумму более 100 тысяч рублей; субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств по поддержке отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Казначейское сопровождение целевых средств осуществляют территориальные органы Федерального казначейства на счетах, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Для каждого госконтракта, договора, соглашения открывается отдельный лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса.
Для открытия лицевого счета клиенту необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения пакет документов: заявление на открытие лицевого счета; карточку образцов подписей к лицевым счетам, заверенная нотариально; копию государственного контракта (контракт, договор), соглашение, заверенные нотариально или государственным заказчиком. В случае размещения документа в электронном виде на ЕИС в сфере закупок – заверения не требуется, но прилагаются сведения об электронных подписях уполномоченных лиц. Документ, подлежащий казначейскому сопровождению, должен содержать идентификатор, по которому будет отслеживаться движение целевых средств.
При осуществлении взаимодействия территориального органа Федерального казначейства с клиентом в рамках электронного документооборота заключается договор об обмене электронными документами; договор присоединения (соглашения) к Регламенту Удостоверяющего центра Федерального казначейства. Следующим шагом будет установка на компьютере клиента: ППО СУФД, средств криптографической защиты информации КриптоПро CSP, средств защиты информации Континент АП. Для получения электронной подписи представляется необходимый пакет документов. После открытия лицевого счета, установки программного обеспечения, получения и установки электронной подписи можно приступать к совершению платежных операций. В случае отсутствия у клиента технической возможности работы в ППО СУФД, в территориальном органе Федерального казначейства предоставляется рабочее место.
Для санкционирования целевых расходов юридическое лицо представляет в территориальный орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми средствами на 20__год и на плановый период 20__- 20__ годов, в которых указываются источники поступлений целевых средств в соответствии с Перечнем источников поступлений целевых средств, а также направления их расходования в соответствии с Перечнем направлений расходования целевых средств, соответствующие целям (предмету) документа, обосновывающего обязательство. Вместе с платежным документом на оплату юридическое лицо представляет контракт (договор), по которому у него возникло денежное обязательство; подтверждающие документы (накладная, акт выполненных работ (оказанных услуг), акт приема-передачи, счет-фактура и другое). Во всех перечисленных документах указывается идентификатор документа, подлежащего казначейскому сопровождению.
Перечислять денежные средства на счета, открытые клиенту в банке, можно для выплат за фактически выполненные работы, оказанные услуги. После полного исполнения госконтракта клиент закрывает лицевой счет представив в территориальный орган Федерального казначейства о его закрытии и полученное от заказчика уведомление о полном исполнении госконтракта.
В 2018 году в отделе № 10 Управления Федерального казначейства по Тюменской области обслуживались шесть лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытые пяти юридическим лицам, в том числе четыре лицевых счета исполнителей госконтрактов по государственному оборонному заказу, два – получателей субсидий.
Казначейское сопровождение обеспечивает целевое использование средств федерального бюджета, предоставление достоверной информации о проводимых операциях, повышает финансовую дисциплину заказчиков, исполнителей.
Главный казначей отдела № 10 УФК по Тюменской области Е.Г. Ильина