Ветер словно бы разворошил у горизонта остывшее за ночь кострище, выдул из серой, пепельной кучи единственный уголёк. И он, всё больше обдуваясь, сначала такой неяркий, тускло-багровый вдруг, рьяно полыхнув, озарил округу бегущим светом. Взошло солнце. Затеплилась пожухлая, продрогшая за ночь трава, каждой веточкой розовато высветились заиндевевшие кустарники в палисаднике, заколыхались над крышами печные дымки. Проснулась деревня. Тихи и безмятежны улочки Шадринки, дышат патриархальностью, неспешностью жизни крестьянского уклада.
Василиса Тимофеевна Петелина живёт в деревне почти с 1951 года. Конечно, она уже стала для неё по-настоящему родной и близкой. Время мчится незаметно. Пролетели годы стайкой журавлей в небе. И вот уже за плечами целая жизнь, наполненная печалями и радостями. Уж как любила раньше труженица хозяйственными делами заниматься, спора на работу была. По молодости всегда руководствовалась принципом: встань пораньше, сделай побольше. Сейчас и рада бы окунуться в карусель рабочих хлопот, да силы уже не те. Но без дела Василиса Тимофеевна не сидит, рукам скучать не даёт. Прядёт потихоньку, четыре больших клубка шерстяных ниток уже смотала, девять пар тёплых носков связала для родных и близких.
– Сижу вот одна, сын Владимир с Ириной хозяйственными делами занимаются, – откликнулась бабушка Василиса на наш стук в дверь. – А тут Господь гостей послал. Проходите, люди добрые.
Через годы, через расстояния нет-нет да и вспомнит Василиса Тимофеевна былое, погрузясь мысленно в яркую юность и наполненную событиями молодость.
– Всё ведь до мелочей помню, как будто это только вчера было. Родом я с Рождественки, в девичестве Нестерова. Отец с гражданской войны инвалидом вернулся. Жили мы шибко трудно, нас восемь детей у родителей было. Я смогла три класса окончить, а две мои сестры так и остались безграмотными. Что поделаешь…война, – вздохнула Василиса Тимофеевна и призадумалась.
Великая Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. В 1941 году, с 15 лет, девушку уже зачислили в штат колхоза дояркой.
– Если бы на ферме не работала, точно померла бы с голоду. Амбар у нас на отгоне был с овсом. Вот это зерно и получали мы за работу. Щёлкали его: куда деваться!? Ох, и бедовали же! Зато свою первую премию никогда не забуду. За хорошую работу выдали мне туфли и юбку. До этого я юбку из мешковины носила, а тут вдруг появилась новая, прочная, тёплая. Вот это была радость, так радость, – вспоминает моя собеседница.
Известная пословица гласит: «Жизнь прожить – не поле перейти». Да, наверное, его Василиса Тимофеевна в несколько раз больше перебежала. Вынесла она на своих хрупких плечах лихолетье, всю тяжесть колхозной работы познала. В копилке различных наград бережно хранится медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Порывшись в только ей ведомых потайных уголках шкафа, извлекла из него на свет Божий бабушка Василиса небольшой узелочек. Развязав, разложила удостоверения к орденам и медалям супруга Анатолия Николаевича Петелина.
– Все документы его храню. Вот книжка военнослужащего. На Белорусском фронте воевал, орденом Славы был награждён, медалями «За Отвагу», «За взятие Кенигсберга». Вот здесь удостоверения к наградам лежат, полученным им уже в мирное время. Посмотрите, какими мы были молодыми, в 1951 году в день свадьбы нас запечатлели, – рассматривая пожелтевшую фотографию, уточняет Василиса Тимофеевна.– В 1947 году пришёл он из армии в отпуск, а я как раз в Шадринку приехала за валенками. Сразу меня заприметил, потом я ждала его три года. А как армейская служба завершилась, так и поженились. Вот с этих пор я и живу в Шадринке.
По воспоминаниям вдовы ветерана Великой Отечественной войны, умел Анатолий Николаевич и в мирное время жить удивительно полной жизнью, энергия била в нём ключом. Азартно трудился он на совхозных работах, и отдыхать мог на славу, прекрасно играл на гармони, пел. Долгую жизнь с ним прожила Василиса Тимофеевна, пятерых детей супруги вырастили, подняли. Сколько радости было у матери, когда они один за другим получали профессии, находили свои дороги в жизни. Оперяясь, постепенно разлетались из родного гнезда.
Тюмень, Дальний Восток, соседняя республика Казахстан – вот перечень географических мест, где обосновались со своими семьями детки. Лишь младший сын Владимир оказался верен родной сторонушке, в его семье и живёт сейчас Василиса Тимофеевна. Главным своим достижением в жизни считает она не трудовые свершения, а именно детей. Среди юбилейных медалей и наград за трудовую доблесть имеется у В.Т. Петелиной самая дорогая – медаль Материнской Славы.
Роняет на стол кружевную тень разросшийся кустик герани. В эти серые осенние денёчки слепит он всех своей озорной, обжигающей яркостью.
– О чём Вы мечтаете, Василиса Тимофеевна? – сам собой напрашивается вопрос.
– Да мне уж, милые, ничего не нужно. Несмотря ни на что, я счастливый человек, у меня много детей. И у трёх моих сыновей семьи тоже многодетные: у Геннадия трое детей, у Александра сын и две дочки, у Анатолия три сына. Сейчас у меня уже 14 внуков и 7 правнуков. Мне бы очень хотелось, чтобы все они были счастливыми по жизни, трудолюбивыми, честными, верными своим вторым половинкам, – рассказывает Василиса Тимофеевна о своих заветных желаниях.
Пылающие огнём соцветия герани приветливо смотрят на свою хозяйку, словно соглашаясь с её словами. Ещё не вечер… В золотом возрасте много преимуществ. Щедро делится Василиса Тимофеевна с молодой порослью Петелиных огромным накопленным жизненным опытом.
Ольга Анохина
Фото Владимира Егорова