Медиакарта
3:17 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Рядовой войны с медалью «За отвагу»

10:00 | 07 мая 2019
Источник: Знамя правды

В Великой Отечественной войне участвовал наш прадед Григорий Филиппович Пузырёв, он был награждён медалью «За отвагу». На фронт был призван в 1942 году, вернулся в Коркино в мае 1946-го. Умер он в мае 2001 года.

Прадед рассказывал нашей маме, что рос в большой семье, где выполнял домашние поручения «за девку» – старшие братья Иван и Кузьма помогали отцу, младшие Александр и Василий и две сестры Сусанья и Анна были ещё малы. Окончил он четыре класса Коркинской церковно-приходской  школы, всегда сожалел: «Если бы братья Кузьма с Александром меня чаще били, я бы лучше учился».

Прадед был, как говорили тогда, рукастым, с детства любил строительство. Часто возле дома собиралась ребятня, для которой он возводил домик или мельницу. В 12 лет самостоятельно пристроил к дому веранду, пока родители были на покосе, чем сильно их удивил и обрадовал.

Осенью 1937 года, когда он был уже женат, его призвали в армию на Дальний Восток и зачислили в стрелковый полк. Через два года завершил кадровую службу, освоив военную специальность «пулемётчик станковых пулемётов», и остался в Хабаровске во внутренних войсках. С сентября 1940-го по март 1942-го Григорий Филиппович служил в военизированной охране при Совете Народных Комиссаров СССР. В  марте 1942 года его призвали на фронт и зачислили в 1061-й стрелковый полк в роту противотанковых ружей. Через полгода он заболел и лежал в госпитале города Саратова, оттуда – снова на фронт. 27 декабря того же года прадед был ранен в руку под селом Ореховым, опять попал в госпиталь. «После того как меня перевязал санитар и рассказал, как дойти до эвакуационного пункта, я пошёл туда. По дороге встретил раненых. Один из них катался по траве и кричал: «Добейте меня, братцы, добейте!». У него было самое страшное ранение – в живот. Но ни один в него не выстрелил», – рассказывал прадед.

После излечения в конце января 1943-го Григорий Филиппович попал в 32-ю мотострелковую бригаду, где служил в 131-й эвакуационной роте трактористом. В его обязанности входило вытаскивать с поля боя танки. Нередко это происходило под обстрелом, под прицелом снайперов. Приходилось из боевых машин извлекать и тела погибших танкистов, ремонтировать танкам гусеницы, чтобы поставить их на свой ход. Как говорил прадед, он следил за своим трактором и тот всегда был готов к работе. Всего до конца войны он вытащил 80 танков.

Ещё один из переданных нам мамой его рассказов:

«Приходит капитан: «Пузырёв, надо вытащить танк, находится он там-то, там-то». Поехали. Добрались до наблюдательного пункта, капитан соскочил с трактора: «Дальше поезжай один». Поехал, пули свистят. Добрался до танка, пригнувшись. Слез с трактора, с трудом подцепил его –  пули ещё гуще. Залез под руль, весь изогнулся и еду. Всё-таки живой доехал, дотащил танк до наблюдательного пункта. За это капитану дали орден Красной Звезды, а мне – медаль «За отвагу».

Ещё был случай, когда нас направили с пулемётами занять фронт против немцев. Это было под Сталинградом. Зима, мороз 42 градуса. Наш командир, молоденький лейтенант, приказал залить в пулемёты воды и приготовиться к бою. Я не стал (в мороз нужна специальная жидкость). Лейтенант на меня закричал, стал угрожать: «Расстреляю!». Я говорю: «Стреляй, но нельзя воду заливать». Лежали, ждали немцев, а против нас выставили румын. А они отказались наступать в такой мороз. Все пулемёты застыли. Только у меня не застыл да ещё у одного стрелка, у остальных их покорёжило. Так и воевали голодом да глупостью.

Когда шли по освобождённым сёлам, видели страшную картину: в некоторых из них были только печи с трубами. Если где-то оставались уцелевшие стены у дома, в него набивалось столько бойцов, что руку просунуть было некуда. От дыхания друг друга, от живого тепла, идущего от тел, согревались в морозы. А сколько было вшей! Повесишь шинель и выгребаешь их из складок ножичком».

Служил наш прадед и на 3-м Украинском фронте, освобождал Украину. Победу встретил в Чехословакии. После войны ещё служил год на Западной Украине, где зверствовали бандеровцы. Вернулся в родное село, как и уходил девять лет назад – рядовым.

Автор: Софья и Мария ПУЗЫРЁВЫ, учащиеся Коркинской школы.