Медиакарта
19:47 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Актуальные вопросы осуществления производства по делам об административных правонарушениях

Управлением Федерального казначейства по Тюменской области (далее – Управление) осуществляется деятельность по надзору в сфере финансово-бюджетного контроля. При реализации полномочий по контролю в сфере финансов, Управлением не редко принимаются решения о привлечении к административной ответственности объектов контроля.

Объектом контроля, как это предусмотрено ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются органы государственной власти, хозяйственные товарищества и общества, юридические лица, кредитные организации и другие публично-правовые образования, которые используют денежные средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно положениям главы 15 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее – КоАП РФ) к административной ответственности могут быть привлечены как юридические лица, так и должностные лица, и не редко ответственность одного не исключает ответственности другого.

Срок привлечения к административной ответственности на основании ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год по административным правонарушениям в области контрактной системы в сфере закупок товаров и два года в области бюджетного законодательства. Срок исчисляется со дня совершения административного правонарушения.

В 2018 году Управлением было рассмотрено 35 дел об административных правонарушениях, из них 23 дела прекращено, по 12 делам приняты решения о назначении административного наказания в виде штрафа.

При рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности нередко возникают определенные вопросы по извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о составлении протокола или постановления об административном правонарушении. Такое извещение гарантирует соблюдение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности. То же самое касается и постановления о привлечении к административной ответственности (прекращения производства по делу об административном правонарушении).

Так, имеются случаи, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности фактически не находится по месту своей регистрации и информация об ином местонахождении лица у Управления не имеется. Бывают ситуации, когда данные о местонахождении лица известны, но отсутствует согласие на отправку корреспонденции по иному адресу, как это предусматривает ст. 25.15 КоАП РФ.

Данная трудность может способствовать пропуску сроков привлечения к административной ответственности, а также может служить причиной злоупотребления своими правами лицом, привлекаемого к административной ответственности.

Однако лицо, привлекаемое к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении должно реализовать гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными Федеральными законами и нормативно-правовыми актами права и законные интересы, поэтому извещение такого лица, а также направлении постановлений о привлечении к административной ответственности или прекращения производства по делу об административном правонарушении необходимо для соблюдения его прав и свобод со стороны Управления, как органа, наделенного властно-распорядительными функциями.

Следующим немаловажным пунктом следует выделить доказательства и доказывание при производстве по делам об административных правонарушениях.

Так, при проведении проверки в отношении объекта контроля со стороны последнего может предоставляться не полный комплект документов, не содержащий необходимой информации о какой-либо бухгалтерской или иной операции, что влечет, при наличии состава административного правонарушения, возбуждение дела об административном правонарушении.

В дальнейшем, при разбирательстве по делу об административном правонарушении объект контроля может не заявлять ходатайств об истребовании необходимых документов, а также о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении с учетом времени для подготовки и предоставления необходимых доказательств, которые бы опровергали факт совершения административного правонарушения.

Данное обстоятельство, как правило, затягивает разбирательство по делу об административном правонарушении, и не редко влечет за собой судебное разбирательство, в котором выясняются обстоятельства, которые могли быть выявлены в досудебном производстве, что сохранило бы время и ресурсы обеих сторон административного производства.

Следующая спорная ситуация возникает при применении малозначительности административного правонарушения.

Согласно разъяснениям пленума Верховного Суда Российской Федерации малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные положения учитываются при назначении административного наказания с точки зрения смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Проблема применения малозначительности административного правонарушения возникает в том случае, когда лицу, совершившему административное правонарушение, вменяется несколько аналогичных правонарушений по своей сути не влекущих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Перед должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, встает резонный вопрос о применении малозначительности либо ко всем выявленным нарушениям либо только в их части.

С одной стороны, возможность применения малозначительности ко всем выявленным нарушениям реальна и более снисходительна по отношению к правонарушителю, а с другой - возникает вопрос об эффективности прекращения производства по делу об административном правоотношении в связи с малозначительностью по отношению ко всем выявленным нарушениям, т.к. при привлечении к ответственности за часть правонарушений лицо будет привлечено к административной ответственности, и следовательно, будет реализована функция по дальнейшему предупреждению совершения аналогичных правонарушений, которая может дать реальные результаты в данном направлении.

Таким образом, в деятельности Управления по направлению финансово-бюджетного контроля возникают определенные вопросы, которые не всегда удается оперативно решить и принять по ним обоснованное решение.

Исходя из практики 2018 года, Управлением принимались решения о прекращении производства по делам об административных правонарушениях по большей части в связи с малозначительностью, что говорит о том, что Управлением принята позиция не наказать, а предупредить совершение административных правонарушений в указанной области.

 

Ведущий специалист-эксперт юридического отдела УФК по Тюменской области Александр Батырев