Медиакарта
0:47 | 26 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новые возможности открытия лицевых счетов при казначейском сопровождении целевых средств

В настоящее время одной из важнейших задач бюджетного законодательства, стоящих перед государством, является обеспечение эффективного и рационального расходования бюджетных средств. На ее реализацию направлен достаточно большой массив специально разрабатываемых механизмов и инструментов, призванных обеспечить баланс между потребностями государства и имеющимися в его распоряжении денежными средствами. Одним из таких механизмов, направленным на снижение рисков потерь бюджетных средств при оплате по государственным контрактам, является казначейское сопровождение государственных контрактов.

Порядок осуществления Федеральным казначейством сопровождения государственных контрактов урегулирован рядом законов и подзаконных актов, среди которых - Федеральный закон о федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период, постановления Правительства Российской Федерации, закрепляющие Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете на 2019 г., а также ряд приказов Федерального казначейства в установленной сфере.

В ближайшем времени ожидаются важные изменения – возможность получать казначейское сопровождение на «едином» лицевом счете.

В частности, изменения в казначейское сопровождение внесены приказом Федерального казначейства от 24 декабря 2018 г. № 42н «О порядке открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального Казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Порядок).

Настоящий Порядок устанавливает новые правила открытия территориальными органами Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами, указанными в части 2 статьи 5 Федерального закона, а также средствами, указанными в части 7 статьи 5 Федерального закона (далее - целевые средства, лицевой счет), предоставляемыми юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса и индивидуальным предпринимателям (далее при совместном упоминании - юридические лица). Клиентам будет предоставлена возможность формирования документов, необходимых для резервирования, открытия, изменения реквизитов, закрытия лицевого счета:

а) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС ЭБ) доступ к которой будет осуществляться через единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

б) с использованием Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) в случае резервирования и открытия лицевого счета на основании государственного (муниципального) контракта, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Бумажный носитель также будет возможен при отсутствии технической возможности и в случае формирования документов, содержащих сведения составляющих государственную тайну.

В настоящее время лицевой счет открывается под каждый государственный контракт (контракт, договор, соглашение). По новому Порядку на лицевом счете клиента, являющегося одновременно получателем субсидии или бюджетной инвестиции по соглашению или нормативному правовому акту о предоставлении субсидии, взноса (вклада), исполнителем по государственному контракту, контракту учреждения, договору о капитальных вложениях, договору о проведении капитального ремонта, договору в разрезе указанных документов будут открываться разделы (далее - разделы на лицевом счете).

С принципом работы на «едином» лицевом счете помогут разобраться таблицы.

Таблица 1.

Каждому разделу на лицевом счете органом Федерального казначейства будет присвоен отдельный уникальный аналитический код.

Планируется, что в данном направлении будут работать несколько специализированных органов Федерального казначейства (далее - ТОФК), в целях исключения разночтений нормативно-правовой базы. Также будет открыт круглосуточный Колл-центр для поддержки клиентов.

Все это позволит создать единую базу данных. На новой банковской платформе будут созданы личные кабинеты, через которые исполнители станут работать с ТОФК.

С 1 января 2019 года уже началась работа в новом программном продукте в рамках пилотного проекта. Масштабирование новаций планируется начать с 1 июля 2019 года.

Внедрение новой банковской платформы с интеграцией трех ресурсов (ЕИС, электронный бюджет и банковская платформа) позволит работать намного быстрее.

Таблица 2.

При казначейском сопровождении государственных контрактов процедура осуществления закупок становится более открытой, у заказчика и Казначейства всегда имеется полная и актуальная информация о статусе исполнения государственного контракта, о каждом конечном субподрядчике и направлениях расходования, выделенных на реализацию такого контракта денежных средств. Перечисление денежных средств после представления документов, подтверждающих выполнение определенного этапа работ (услуг), гарантирует добросовестность исполнителя и снижает риск неисполнения государственного заказа. То есть «механизм казначейского сопровождения решает задачу целевого использования средств и обеспечивает их сохранность».

В целом действие механизма казначейского сопровождения как одного из направлений финансового (бюджетного) контроля направлено на достижение целевого и рационального (эффективного) распределения и использования средств бюджета, в том числе за счет достижения высокого уровня бюджетной (финансовой) дисциплины субъектами бюджетного права.

В сфере закупок осуществление казначейского сопровождения направлено на обеспечение своевременного и в полном объеме доведения до исполнителей бюджетных средств при одновременном гарантировании эффективности их использования при достижении заданных каждым конкретным государственным контрактом целей.

Кроме того, можно сказать, что посредством казначейского сопровождения осуществляется защита финансов государства от посягательств со стороны недобросовестных исполнителей государственных контрактов. Такая защита, в свою очередь, выступает непосредственным объектом обеспечения финансовой безопасности государства.

Несмотря на положительный эффект от применения казначейского сопровождения, данный институт требует дальнейшей разработки и совершенствования порядка реализации.

Ожидается, что от предстоящих изменений в казначейском сопровождении произойдет повышение качества и удобства обслуживания исполнителей, сокращение сроков обработки документов и выполнения функций, снизится большой документооборот, что в свою очередь должно повлечь распространение действия казначейского сопровождения на более широкий круг отношений и повышения открытости процедур при взаимодействии с юридическими лицами - исполнителями, что позволит снизить риск неисполнения государственных контрактов и добиться более эффективного использования средств бюджета.

Чумаченко И.Г., старший казначей отдела ведения федеральных реестров УФК по Тюменской области


PDF Посмотреть онлайн [Tablitsa_1_3501_04_06_2019_ver1_.pdf]
Скачать (123 Kb)
PDF Посмотреть онлайн [Tablitsa_2_3501_04_06_2019_ver1_.pdf]
Скачать (126 Kb)