1 июля 2019 года исполняется два года, как в России наряду с бумажным листком нетрудоспособности, который в 2017 году отметил свое восьмидесятилетие, введен новый формат в электронном виде. Внедрение электронного «больничного» в нашу жизнь сегодня является как никогда актуальным и востребованным.
По стране выдано электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН) более 10 млн В Тюменской области эта цифра достигла более 115 тысяч (из них за период с 01.01.2019 по настоящее время - более 96 тыс.)
В нашем регионе 69 МО из 124 выдают ЭЛН (48 государственных медорганизации и 22 частных медклиник). Т.е. 97 % ЭЛН выданных ЭЛН – выдано медицинскими организациями именно государственных форм собственности. Доля ЭЛН, выданных частными медицинскими организациями, в общем объеме выданных составляет всего 3 %. Более 70 % частных медицинских организаций не являются участниками информационного взаимодействия при формировании ЭЛН.
Лидерами по выдаче онлай документов являются следующие мед организации:
ГБУЗ ТО «Областная больница №9» (с. Вагай) - 74,29 %
ГБУЗ ТО «Областная больница №13» (с. Исетское) - 49,31 %
ГБУЗ ТО «Областная больница №3» г. Тобольск - 48,31 %
ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №8» - 46,26 %
ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №6» - 45,74 %
Фактически принимают у своих работников электронные «больничные» около 2000 предприятий области, хотя имеют техническую возможность более 20 тысяч.
Работодатели – лидеры по количеству принятых ЭЛН
(количество ЭЛН свыше 1000):
ГАУ ТО «МФЦ»
ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск)
ОАО «Тюменская домостроительная компания»
ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим)
ПАО «Запсибкомбанк»
В основном, в электронном виде листок нетрудоспособности оформляют работники государственных и муниципальных предприятий. Это предприятия в сфере здравоохранения и образования.
Почему нужно переходить именно на электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН)?
Во-первых, ЭЛН дает возможность упростить процедуру оформления больничного, а также сократить число подделок. В прошлом году, выявленных поддельных больничных было 9, а вот в 2017 году – 31.
С введением ЭЛН работодатели могут быть уверены в достоверности больничного, так как теперь страхователь и Фонд социального страхования находятся с медицинскими организациями в единой информационной системе. Подделать же электронный больничный невозможно. Передаваться ЭЛН будут из лечебных учреждений в ФСС и работодателям по специальным защищенным каналам связи.Весь процесс от выдачи электронного листка нетрудоспособности до выплаты пособия становится прозрачным.
Еще ряд преимуществ для работодателей можно рассматривать такие как:
- в условиях централизованного ведения расчетов в организациях с разветвленной инфраструктурой - отсутствие необходимости пересылки листков нетрудоспособности из обособленных подразделений в расчетный центр юридического лица;
- уменьшение количества ошибок при заполнении листков нетрудоспособности со стороны медицинских организаций;
- исключение риска утери (порчи) листков нетрудоспособности, по которым произведена оплата.
Преимущества оформления ЭЛН для работников также очевидны:
сокращение времени на хождение по кабинетам медицинской организации;
исключение риска утери (порчи) листков нетрудоспособности;
в подтверждение периода временной нетрудоспособности работодателю необходимо сообщить только номер ЭЛН (удобным для работника способом);
САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - доступ к информации о выданных больничных листах. В личном кабинете на сайте ФСС РФ (https://cabinets.fss.ru/) существует возможность отслеживать данные о начисленных пособиях.
Во-вторых, активный переход на ЭЛН необходим в связи с тем, что с 1 июля 2020 года Тюменская область вступает в проект «Прямые выплаты». Это означает, что с 1 июля 2020 года оплату пособий по болезни, по беременности и родам и по уходу за ребенком будет осуществлять Фонд социального страхования. Работодателю необходимо будет только сформировать и направить реестр выплат в электронном формате, что существенно упростит работу бухгалтерии предприятия. Чем быстрее страхователь приобретет опыт работы с ЭЛН, тем проще и удобнее будет работать с ФСС в рамках проекта «Прямые выплаты». Сроки обработки документов, как у работодателя, так и у Фонда очень сжаты, и чтобы избежать негативных последствий, необходимо перестраиваться на новый цифровой формат работы.
Что же препятствует более активному внедрению ЭЛН в Тюменской области?
Первое - техническая оснащенность. В целом медицинские организации Тюменской области имеют достаточно высокий уровень технической оснащенности. Пока основная сложность связана с тем, что как врачам, оформляющим больничные, так и работодателям, нужны усиленные квалифицированные подписи.
Второе - человеческий фактор. Есть выбор: оформить листок нетрудоспособности в бумажном или электронном виде. И конечно, по-старинке, выбор падает на бумажный, нововведения пока пугают и стереотип «без бумажки, ты букашка» еще живет в подсознании как самих людей, так и перестраиваться на цифру не хотят и бухгалтера.
Где можно проконсультироваться по работе с ЭЛН?
Для методической и консультативной помощи по внедрению электронного больничного в Тюменском отделении Фонда социального страхования РФ работают телефоны "горячей линии":
По организационно-методическим вопросам
8(3452)799-726, 799-747, 799-750
expert@ro72.fss.ru
По техническим вопросам
8(3452) 799-735
oio@ro72.fss.ru
С целью снизить финансовую нагрузку на частные медицинские организации при подключении к информационному взаимодействию, Фондом предоставляется бесплатное программное обеспечение для формирования ЭЛН. Региональное отделение готово оказать информационную поддержку.
Также стоит отметить, что с 1 мая 2019 года перечень «обязательных» выплат, которые производятся на карту МИР расширен: теперь выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, а также пособия по материнству зачисляются на эту карту. А с 1 июля 2020 года, Фонд социального страхования будет производить выплаты в рамках проекта «Прямые выплаты», только на карту МИР или почтовым переводом.
Для получения выплат на карту достаточно написать заявление и указать лишь номер карты, а не корпеть, переписывая полный набор банковских реквизитов из нескольких рядов цифр (номер расчетного счета, БИК, точное наименование банка), как при использовании остальных банковских карт. Это помогает свести к минимуму ошибки, возможные при указании большого количества реквизитов. Ведь карта всегда под рукой!
Выплаты абсолютно прозрачны: получателям пособий приходят СМС-сообщения с наименованием выплаты, по которым можно понять, какое конкретно пособие пришло и в каком размере. Такой способ получения социальных выплат полностью безопасен, ибо при его построении был использован лучший передовой опыт информационной защиты данных в России и за рубежом. Фонд соцстрахования при перечислении пособий обеспечивает все требуемые законодательством меры защиты персональных данных.