Развитие Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее ГИИС УОФ «Электронный бюджет) предполагалось реализовать в три этапа.
Первый этап (2011–2014 гг.) включал проектирование системы, разработку подсистем бюджетного планирования, управления закупками и ведения реестров, технологических подсистем и единого портала, а также модернизацию уже имевшихся на тот момент тематических существовавших информационных баз.
Второй этап (2015–2017 гг.) включал разработку подсистем управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учета и отчетности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения ГИИС УОФ «Электронный бюджет», а также развитие единого портала и подсистем, разработанных на первом этапе.
Третий этап (2018–2020 гг.) включает разработку подсистем управления нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, развитие единого портала и подсистем ГИИС УОФ «Электронный бюджет», разработанных на первом и втором этапах.
Основной целью создания ГИИС УОФ «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента участников бюджетного процесса за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Система ГИИС УОФ «Электронный бюджет» включает в себя следующие направления:
создание и внедрение единой системы формуляров, сфере управления общественными финансами;
переход на юридически значимый электронный документооборот;
автоматизация учетной деятельности, а также интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований;
интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований;
обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;
обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.
Внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности организаций в сфере управления общественными финансами, является ключевым звеном системы ГИИС УОФ «Электронный бюджет».
Основу системы ГИИС УОФ «Электронный бюджет» составляют централизованные подсистемы:
бюджетное планирование;
ведение реестров;
управление доходами;
управление расходами;
управление долгом и финансовыми активами;
управление денежными средствами;
управление закупками;
управление нефинансовыми активами;
управление кадровыми ресурсами;
бухгалтерский и управленческий учет;
финансовый контроль;
информационно-аналитическое обеспечение.
Автоматизация указанных процессов позволит обеспечить мониторинг результативности и эффективности финансовой деятельности организаций, упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности. Использование единых реестров, классификаторов и формуляров приведет к интеграции процессов управления по установленным регламентам обмена данными.
По итогам создания и развития ГИИС УОФ «Электронный бюджет» предусматривает:
формирование единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков организаций;
обеспечение открытости и доступности для граждан и организаций информации о прошлой, текущей и планируемой финансово-хозяйственной деятельности;
обеспечение подотчетности органов государственной власти и органов местного самоуправления, создание инструментов для повышения ответственности публично-правовых образований за выполнение их функций, достижение индикаторов результативности деятельности и эффективности использования ресурсов.
Данная система важна не только для профессионалов, экспертов и аналитиков финансовой сферы, но и для тех, кто просто интересуется экономикой. Создание единого портала бюджетной системы является важным направлением системы «Электронный бюджет», обеспечивая доступность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов для всех категорий потребителей.
Каждый сможет увидеть, какие программы и проекты финансируются за счет бюджета и внебюджетных фондов, оценить эффективность расходов. Система «Электронный бюджет» позволит перевести весь бюджетный процесс в электронную форму и повысит его прозрачность.
Главный специалист-эксперт отдела технологического обеспечения УФК по Тюменской области
И.С. Чернякова