Как вернуть молодежь в село? Об этом знают педагоги яровской школы. За годы здесь создали свою, отличную от прочих, концепцию воспитания подрастающего поколения, и она работает.
За примером далеко ходить не надо - девять бывших учеников после учёбы в Тюмени пришли работать в родную школу. В целом местный педагогический коллектив на 60% состоит из вчерашних воспитанников. Много это или мало? Достаточно для того, чтобы убедиться – молодежи захотелось приехать обратно и продолжить традиции, созданные наставниками.
Традиция и династии. Среди местных выдающихся педагогов - Рахимгарай Алимбаев. Не случайно сама школа носит его имя. Тринадцать человек из его семьи также стали учителями и работали в Яру. Так что возвращаться в родные стены, чтобы учить, уже давно стало в деревне хорошей традицией.
– В минувшем году из пяти вчерашних одиннадцатиклассников двое поступили в педагогические учебные заведения, – рассказывает директор филиала яровской школы Венера Хамидуллина. По ее словам, за последние пять лет профессию педагога в вузах и колледжах получили 14 человек, четверо из них отправились учиться по целевым направлениям. Это значит, они точно вернутся на малую родину.
Личным примером. Венера Каримовна уверена, у детей зоркие глаза – они всё подмечают.
- Учитель не может позволить себе сказать что-то лишнее, сделать что-то неуместное, идущее вразрез с принципами, которые исповедует школа. Мы постоянно повторяем ребятам, что наша профессия всегда будет востребована и почётна, поэтому строго относимся к самим себе, спрашиваем себя, захотят ли дети брать с нас пример, - поясняет Венера Каримовна.
Недавно в школе открыли мемориальные доски в честь ветеранов педагогического труда.
– Именно наблюдая за нашими делами и реакциями, ребята учатся понимать ценность памяти, заботы, любви, уважения. В прошлом году отмечали 85-летний юбилей нашего ветерана, учителя русского языка и литературы Рашиды Сагататдиновны Калиевой. Ее бывшему ученику Мухаметкалы Кадырову - учителю физики и информатики с 36-летним стажем - уже самому за 60. Преклонив колено, он преподнёс ей охапку роз. Присутствующие смахивали слёзы умиления, наблюдая эту картину, были растроганы и ребята. Я считаю, что такие события наполняют их самым важным, - говорит директор.
Отбираем кадры. Педагогический состав ведет постоянную профориентацию среди учеников, осознавая, где село находится и какие тут перспективы.
- Кадры стараемся воспитывать сами. Педагогически одаренного ребёнка видно сразу. С такими работаем целенаправленно. Ещё один аспект нашего образовательного процесса – национальный менталитет. Всех детей мы искренне хвалим, гордимся ими, не устаем повторять, что они у нас – лучшие. Вот и весь секрет, - делится Венера Хамидуллина и добавляет, что в Яру лучшие не только ребятишки, но и родители. По ее глубокому убеждению, результат воспитания будет лишь тогда, когда между семьей ребенка и школой есть контакт и взаимопонимание.
На пятерки. Так или иначе, но статистика не врёт. Кадрового голода в школе никогда не было, равно как и текучки специалистов или случайных людей. У самой Венеры Каримовны за более чем тридцать лет стажа в трудовой всего одна запись. А что же дети? С успеваемостью у них тоже всё замечательно. В ушедшем учебном году все одиннадцатиклассники Яра на отлично сдали математику, по русскому языку всего одна четвёрка, остальные пятёрки.