В моих руках уникальная книга «Повести наших лет», что-то вроде родословной нескольких семей – российских немцев и русских, породнившихся на безбрежных просторах нашей державы.
Автор – Владимир Зильбернагель, бывший преподаватель Омского сельхозинститута. Тираж минимальный – 15 экземпляров. Описание охватывает более чем 200-летний период – с начала массового заселения немцами Таврии (1804 г.) до наших дней.
Через судьбы героев книги проступают черты эпохи, впитавшей в себя величие и трагизм, трудовые подвиги первых пятилеток, поражения и победы Великой Отечественной войны, беспрецедентные репрессии против собственного народа.
Через всё это прошла сестра автора Лидия Скуратова, в жилах которой течёт немецкая и русская кровь. Буквальный перевод фамилии Зильбернагель – «серебряный гвоздь» или «ноготь». Красиво и значимо. И всё-таки есть в ней трагический оттенок.
Из Поволжья – в Казахстан. В годовалом возрасте Владимир вместе с родителями – Виктором Эдуардовичем Зильбернагелем и Екатериной Петровной Голенковой – в начале войны был депортирован из Новорепинского района Саратовской области в село Фёдоровка Павлодарской области Казахстана. Это был период массового выселения немцев Поволжья с насиженных мест. Его младшая сестра родилась уже в Казахстане 3 декабря 1943 года.
Вспоминая о детских и отроческих годах, Лидия Викторовна отмечает:
– Я не припомню случая особого ко мне отношения, как к члену семьи ссыльных. В Фёдоровке все: и казахи, и русские, и немцы – жили одной большой и дружной семьёй. Мои родители были учителями, оба работали в местной школе, и их очень уважали. Единственное, что нас ущемляло, – это ограничения в перемещениях и регулярные отметки в органах НКВД по месту жительства. Так продолжалось до 1955 года. Мы не могли даже навестить мою бабушку Ирину Ивановну Голенкову в Курской области, хотя она находилась в бедственном положении. Очень переживала, потеряв на фронте всех троих сыновей. А бабушка по линии Зильбернагелей жила вместе с нами.
Кстати, перед выселением из Поволжья маме Лидии Скуратовой сказали:
– Вы – русская и можете остаться дома.
Но Екатерина Петровна Голенкова, как настоящая декабристка, поехала в неизведанные края вместе с мужем и родила ему в Казахстане двух дочерей.
Счастье нашли в Омске. Своё семейное счастье Лидия Викторовна обрела в Омске. После окончания десяти классов она поступила в сельскохозяйственный институт с молочной специализацией и стала дипломированным инженером. На факультете гидрофикации в это же время постигал науку студент и прекрасный спортсмен Александр Скуратов. Друг другу они приглянулись сразу. Зародившееся чувство можно назвать любовью с первого взгляда. Познакомившись в 1962 году, свадьбу сыграли только через пять лет. Мужу надо было ещё отбыть воинскую повинность, поскольку в те годы студенты вуза не имели отсрочки от призыва в армию.
Ялуторовский период. Молодой специалист молочной промышленности Лидия Викторовна по распределению оказалась в Ялуторовске и связала свою судьбу со знаменитым МКК, пройдя путь от рядового лаборанта до главного технолога и начальника производства. Стала заслуженным работником пищевой индустрии Российской Федерации.
Два десятка лет предприятию отдал и Александр Васильевич, имеющий это же звание.
У Скуратовых двое детей. Дочь Елена – предприниматель, занимается туристическим бизнесом, сын Сергей – управляющий гостиницей.
Прощаясь с хозяевами гостеприимного дома на улице Бородина, я задал Лидии Викторовне мучивший меня вопрос:
– В 90-е годы многие российские немцы, в том числе и Ваши родственники, уехали в Германию. Не было ли такого желания у Вас?
И получил точный и недвусмысленный ответ:
– Нет. Я полностью обрусела и не могу жить без России. Здесь мои корни. Репрессированной себя тоже не чувствую. Надеюсь, тот период никогда больше не повторится.
Свидетельствует автор. «С 1935 по 1945 годы в семьях Зильбернагелей, Бернвальдов, Голенковых, Гамолиных и Шевченко из 26 человек взрослого мужского населения погибло 18. Русских родственников на фронте погибло 29% из воевавших, а своя власть за это время лишила жизни 73% мужчин немцев».