Медиакарта
6:55 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

На дистанционке

Утро ялуторовского одиннадцатиклассника Никиты Леднева начинается теперь не с привычного школьного звонка на урок.

Он, как и тысячи учеников страны, чтобы увидеться с педагогом, должен первым делом включить компьютер. Главное, чтобы проблем с интернетом не было и образовательные сайты не висли.

К выпускному - онлайн. Никита учится в четвёртой школе. Она в этом году самая богатая на выпускников девятых и одиннадцатых классов - 130 и 53 соответственно. Без того трудный предэкзаменационный период ребятам нынче осложнила пандемия. Но ученики и педагоги справляются.

- Хочу стать инженером,  выбрал для поступления три вуза. Учителя порекомендовали нужные книги, сайты. В каникулы был на строжайшей самоподготовке, занимался по шесть часов в день. Сейчас онлайн-уроки идут по школьному расписанию. Особое внимание, конечно, уделяю подготовке к экзаменам. Использую сайт «Решу ЕГЭ», - рассказывает Никита.

Он отмечает, что до периода обязательной самоизоляции учиться на дистанционке было попроще, - педагоги работали из школьных кабинетов, которые оснащены необходимым оборудованием. Теперь занятия они ведут прямо из дома, не у всех хорошие веб-камеры и Wi-Fi, да и без школьных досок непривычно.

- Я понимаю, как сложно преподавателям, но, думаю, общими усилиями мы справимся. Всё-таки важнее современных образовательных гаджетов квалификация педагогов и талант, а с этим у них всё в порядке, - отмечает юноша.

Жаль ему только живого общения с однокашниками. Говорит, до карантина они готовились к выпускному - разучивали песни, с хореографом репетировали танцы. Сейчас приходится импровизировать онлайн.

- Надеюсь, что сам выпускной всё же не придётся переносить в сеть, - шутит Никита.

Пока без новых тем. С 18 марта до каникул городские школы уже проводили дистанционные занятия, но учителя находились на своих рабочих местах. С утра дети получали задания, затем шли уроки онлайн, а с 15 до 17 часов ребята отправляли преподавателям выполненную «домашку».

Расписание составлено пока на неделю, для изучения оставлены только базовые предметы, которые входят в перечень для сдачи ЕГЭ. Нагрузки на детей, родителей, учителей и трафик интернета минимизированы.

- Сейчас в связи с самоизоляцией ситуация изменилась. Теперь и учителя работают из дома. В работе они используют те же образовательные платформы, которыми пользовались до этого. Педагоги выбирают их сами. Изучение новых тем ограничено, дети повторяют уже пройденный материал. Контроль ведут завучи в электронных дневниках и журналах на портале «Образование web 2.0», - говорит председатель городского комитета образования Елена Филиппова.

Доработать темы можно будет уже на традиционных занятиях.

До чего дошёл прогресс? Преподаватели четвёртой школы рассказали, как трудятся в удалённом режиме.

- Это не новая форма работы для нас. Мы уже давно и успешно пользуемся образовательными платформами, - говорит завуч начального звена Елена Ашихмина.

По её словам, особенно популярна платформа «Учи.ру», которая предоставляет бесплатный и неограниченный доступ ко всем образовательным ресурсам. Сейчас здесь появились и новые проекты.

Ещё одна программа - «Яндекс. Учебник». Задания по математике и русскому языку тут предложены готовые, а упражнения варьируются по уровню сложности. Ответы можно сразу проверить и мгновенно связаться с учителем. При этом педагог может видеть, кто из ребят работает, какие допускает ошибки.

Выбор онлайн-ресурсов, действительно, большой. Используют преподаватели и видеоролики, тренировочные задания «Российской электронной школы». Первоклассники любят материалы сайтов «Знайка.ру», «Мультиурок.ру», «Инфоурок», электронные учебники «Академкниги».

- Задания, тесты и ссылки на презентации отправляем на электронную почту родителям через группы в «Вайбере», а за «домашкой» мамы и папы следят в электронном журнале. Обратную связь держим в основном по телефону. После того, как ребята выполнят все задания, переправляют их по «Вайберу». Причём, это могут быть и видеоролики, где они рассказывают стихотворения или пересказывают текст, - поделилась учитель начальных классов Татьяна Парфёнова.

Мобильные и сметливые. Обучение ребят 5-11 классов в «четвёртой» организовано в формате живого общения с учителем через Skype, Zoom и электронную почту, куда отправляются задания, уроки, тесты.

Преподаватель математики Ирина Леднева говорит, что к массовому дистанционному обучению никто до конца не был готов, в том числе и интернет-платформы. Поэтому не обходится без технических накладок.

- У меня 53 девятиклассника и 25 выпускников 11 класса. После 10 утра серверы уже «не тянут». Приходится искать комбинированные способы связи с ребятами. Но паники по этому поводу нет. Есть только практический подход к решению поставленной задачи. Я использую модель смешанного обучения - «перевёрнутый класс». Сначала даю детям трёх-, четырёхшаговую инструкцию по изучению темы, рекомендую материалы учебника, платформ «ЯКласс» и «Российская электронная школа». Потом назначаю сеанс онлайн-связи через Skype или «Учи.ру». Там мы можем этот материал обсудить и закрепить. После этого - домашнее задание по учебнику или дидактическому материалу. Конечно, не хватает школьной доски, но пригодился мольберт сына. Так что мы не просто мобильные, но и сметливые, - говорит педагог.

Согласно СанПин учителя должны находиться на связи от 20 до 30 минут, затем - обязательный перерыв.

- По ссылке дети заходят на любой используемый портал, который уже хорошо знают, и выполняют задания. В свою очередь педагог в онлайн-таблице следит, приступил ли ученик к работе, сколько времени он затратил и допустил ошибок, каков уровень освоения темы в процентах и так далее. Есть и специальный раздел, где можно записать замечания и оставить комментарий. Затем полученный результат переводится в баллы и оценка выставляется в электронный журнал. При этом у детей есть возможность доработать тему и улучшить свой результат, - объясняет Ирина Леднева.

Кстати, на «Учи.ру» есть и опция класса, где ребята могут виртуально поднять руку или ответить на вопрос по микрофону.

По словам завуча среднего и старшего звена Ирины Чиган, портал «Учи.ру» активно используют учителя математики, русского и английского языков. Нравится предметникам и ресурс «ЯКласс». Он прост в использовании. В нём доступны аудиофайлы, видеоуроки и различные интерактивные сервисы.

- Такие программы в нашей школе применяются не только во время карантина и актировок, но и в течение всего года, - отмечает она.

Автор: Светлана НЕСТЕРОВА