Уже не первый год финансовые органы Российской Федерации размещают на едином портале бюджетной системы большой объем информации.
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации является составной частью системы "Электронный бюджет" и предоставляет в режиме реального времени необходимую информацию о бюджете и бюджетном процессе в Российской Федерации, а также позволяет принимать участие всем заинтересованным гражданам в управлении бюджетным процессом. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обеспечивает доступ: к информации о бюджетной системе Российской Федерации и об организации бюджетного процесса в Российской Федерации; к информации об осуществлении публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации; к иным сведениям, определяемым Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с его бюджетными полномочиями.
В 2016 году Минфин России своим приказом от 28 декабря № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации» значительно расширил объем размещаемой в свободном доступе информации в сфере управления общественными финансами. С июля 2017 года Минфин России, Федеральное казначейство, главные администраторы средств федерального бюджета, финансовые органы субъектов РФ и органы управления государственных внебюджетных фондов обязаны публиковать на портале 130 новых видов информации о бюджете и бюджетном процессе.
До принятия Минфином России приказа № 243н всю информацию финансовые органы субъектов РФ публиковали на своих официальных сайтах. Состав публикуемой информации и сроки ее размещения каждый финансовый орган определял самостоятельно, из-за чего свести и проанализировать данные было крайне сложно. Теперь все участники системы «Электронный бюджет» размещают информацию одновременно, в одном месте — на едином портале, и в унифицированном формате.
Целями создания единого портала являются реализация принципа прозрачности (открытости) бюджетов бюджетной системы РФ (статья 36 Бюджетного кодекса РФ) и повышение грамотности населения в части государственных финансов.
В настоящее время портал содержит 280 страниц, информирующих о бюджетной системе и бюджетном устройстве Российской Федерации, финансовом состоянии публично-правовых образований и учреждений госсектора. На портале размещаются паспорта всех субъектов РФ и главных администраторов средств федерального бюджета, вертикально интегрированные перечни и реестры (общероссийские и федеральные перечни услуг и работ, реестр участников и неучастников бюджетного процесса, реестр государственных заданий и реестр соглашений).
Единый портал обеспечивает доступ к информации о бюджете и бюджетном процессе разным категориям пользователей в различных формах:
для граждан — в форме инфографики, гипертекстовой форме;
для экспертов и студентов — в форме баз данных;
для разработчиков программного обеспечения — в форме открытых данных (сsv, xml, API).
Внешние информационные системы и приложения могут подключаться к API-интерфейсу и в автоматическом режиме получать необходимые открытые данные. Таким образом, единый портал является источником информации для различных информационных систем.
В целях реализации Порядка размещения и предоставления информации на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 28.12.2016 №243н, на основании приказа Федерального казначейства от 12.12.2018 №400 «Об организации размещения информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации и осуществления полномочий его оператора» с 1 января 2020 года органами Федерального казначейства осуществляется мониторинг размещения информации. Сотрудники территориальных органов Федерального казначейства обязаны осуществлять мониторинг полноты, актуальности и своевременности публикации информации на едином портале.
Полнота проверяется путем перехода с использованием навигационных средств ЕПБС к разделам, предназначенным для публикации соответствующей информации.
Своевременность проверяется путем сопоставления даты утверждения, внесения изменений, вступления в силу, принятия, календарной даты, установленной для размещения соответствующей информации с датой фактической публикации.
Актуальность размещения информации определяется путем сопоставления информации, полученной с использованием иных источников (средства массовой информации, общедоступные ресурсы сети «Интернет» (например, официальные сайты администраций (дум) городских округов, минимальных районов, сельских поселений), справочно-правовые системы, документы и сведения, полученные в рамках исполнения задач и функций ТОФК и другие источники) с информацией, фактически опубликованной на ЕПБС.
По состоянию на 1 апреля 2020 года на Едином портале бюджетной системы Администрацией Нижнетавдинского района размещено более 200 форм отчетности о деятельности муниципального образования.
Интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" обеспечивает открытость, прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет формирования единого информационного пространства, применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами - что и является основной целью создания и развития "Электронного бюджета".
Начальник Отдела № 12 УФК по Тюменской области Н.Л. Силантьева