Кинолюбитель из Заводоуковска представлял свои фильмы на областных, всесоюзных и международных конкурсах
Заслуженный работник культуры Анатолий Рябов первым в Заводоуковске начал снимать и показывать на широком экране любительские фильмы. В 1967 году он основал при Доме культуры машиностроителей киностудию «Поиск», на счету которой было более двух сотен лент.
Анатолий Васильевич заинтересовался кинопрокатом ещё в детстве и пронёс любовь к «важнейшему из искусств» через всю жизнь. Впервые о том, что можно не только крутить для зрителей кино, но и создавать, задумался в армии. На службу призывник Рябов прибыл уже опытным киномехаником, и его сразу же определили в клуб. В Доме офицеров он познакомился с кинолюбителем Николаем Козыревым, который однажды разрешил молодому человеку взять в руки камеру.
– Как раз была первомайская демонстрация. Смотрю через объектив на проходящих людей, лозунги, знамёна, цветы и воздушные шары... Аппарат щёлкает, запись идёт. Удивительное ощущение! Возникло желание так же запечатлеть и родной Заводоуковск, – вспоминает Анатолий Васильевич.
По возвращении из армии энтузиаст нашёл поддержку у заводоуковского краеведа Сергея Захарова. Вместе они обратились к директору завода «Тюменьсельмаш» Александру Ложкину, который помог общественникам приобрести самую простую кинокамеру «Киев-16С». С ней любители кино прошлись по заводским цехам, посетили ДК. Снимали всё подряд: что-то получалось, что-то – нет. В 1961 году в первый раз запечатлели городской праздник – «Проводы зимы».
Плёнки поначалу приходилось проявлять дома. Анатолию и Нине Рябовым как раз дали квартиру в новой трёхэтажке в микрорайоне машзавода. Сосед снизу, токарь Борис Сильванович, тоже увлекался киносъёмкой: купил камеру и проектор, соорудил экран и показывал свои сюжеты всему двору прямо из окна квартиры. Борис Иосифович и Анатолий Васильевич стали верными соратниками и друзьями.
Накопив материалов, Рябов и Сильванович вышли на связь с клубом кинолюбителей в Тюмени. В марте 1965-го заводоуковская делегация приняла участие в областном смотре любительского кино. Призов новички не получили, но приобрели опыт и знакомства.
В 1969 году заводоуковец Анатолий Рябов награждён знаком «Отличник кинематографии СССР».
– Руководство клуба стало нас учить. Для проведения семинаров в Тюмень и Заводоуковск приглашали специалистов из Москвы, Эстонии. Помню, как осваивали технику панорамной съёмки. Преподаватель повторяет: «Камера – не лейка, не надо поливать окрестности. Продвигайтесь плавно от начала к концу», – делится Анатолий Васильевич.
Вскоре он создал при ДК киностудию «Поиск», которую посещали свыше двадцати взрослых и три десятка детей.
– Ребятам нравилось делать игровое кино о погонях, бандитах, кладах. С подачи Славы Усольцева мы занялись ещё и мультфильмами, – рассказывает ветеран культуры. – Иногда люди спрашивали: «Почему студия называется «Поиск»?», а я отвечал: «Потому что мы ищем, изобретаем!».
Техническим прорывом Рябова и Сильвановича стала уникальная приставка к киноустановке «Украина». Она позволяла демонстрировать любительский узкоплёночный фильм на широком экране.
– Когда привезли приставку на Всесоюзный фестиваль в Москву, нам сначала не поверили, – говорит Анатолий Васильевич. – Хорошо, что вмешался сам Григорий Рошаль, глава комиссии по работе с кинолюбителями. Он разрешил использовать изобретение для показа нашей ленты в Октябрьском зале Дома Союзов. Во время сеанса зрители один за другим бегали к нам и ощупывали устройство. Москвичи советовали оформить рацпредложение, но мы побоялись бюрократической волокиты.
Заводоуковская киностудия славилась интересными фильмами, с которыми наши земляки объездили весь Советский Союз. Так, кинолента «Механизированная уборка грубых кормов», снятая на полях падунского совхоза, в 1970 году привезла поощрительный приз с московского фестиваля кинолюбителей. А фильм «Олимпия» о жизни ребят в спортивном лагере на озере Карасье заявил о себе на международном уровне.
– В Одессе был фестиваль городов-побратимов. Первое место заняла Канада, второе – Болгария и третье – Заводоуковск, – рассказывает А. Рябов.
Однако теплее всего работы «Поиска» встречали на родной земле. Когда на экране в Доме культуры машиностроителей горожане видели себя, коллег, соседей и друзей – это вызывало восторг.
В 2003 году основатель прославленной заводоуковской киностудии ушёл на пенсию. Сегодня большая часть киноплёнок канула в лету. Самые ценные записи: «По Оби и Иртышу», «40 лет ДК машзавода», «Солдат – всегда солдат», «Туристы», «Трое на снегу», «Праздничная демонстрация к 70-летию Октября», «Расставание с детством», «Новогодние огни» А. Рябову помогли перевести в цифровой формат сын Андрей и внук Виталий. Иногда, под настроение, Анатолий Васильевич смотрит кино из этой коллекции.