Более двух десятков килограммов серебра собрали в 1922 году в заводоуковских церквях для спасения погибавших от голода в Поволжье
Неурожай был постоянным спутником жизни русского крестьянина. Но сто лет назад засуха, разруха, вызванная Гражданской войной, и насильственное изъятие хлеба во время продразвёрстки привели к тому, что в поволжских губерниях России разразился небывалый голод.
Эта трагедия позволила большевикам под благовидным предлогом нанести очередной удар по православию. Советское правительство начало кампанию по изъятию церковных ценностей.
Не обошла эта инициатива и Ялуторовский уезд, к которому тогда относилась территория нашего округа. В Заводоуковске 8 мая 1922 года в присутствии председателя волостного исполкома Старикова, священника Катаева и председателя церковного совета Гилёва из местной церкви изъяли серебряную утварь – кадило, две лампадки, дарохранительницу, позолоченный крест и другие ценности весом более трёх килограммов. А вот ризы на иконах Благовещения, Великомученицы Парасковьи, святых Николая Чудотворца и Серафима Саровского верующим удалось отстоять. Писанные старинным письмом образа, ветхие от древности, кое-где держались только на окладах. При попытке «раздеть» небесного покровителя села святого Николая в церкви «завыли» все присутствующие – и мужчины, и женщины. Одни просто ревели в голос, другие бухнулись на колени и стали молить не лишать их святыни. Чтобы не доводить до драки, иконы оставили в покое.
Нельзя сказать, что драгметаллы в храмах изымались подчистую. В той же Свято-Никольской церкви Заводоуковска для проведения обрядов оставили серебряные вещи весом около десяти килограммов. В Падуне, вняв просьбам священника Пятницкого и церковного старосты Зубарева, вообще ничего забирать не стали, так как убранство местного храма и без того было крайне скудным. А в Боровинке изъятые для нужд голодающих серебряные предметы вернули прихожанам в обмен на собранные бронзовые и медные изделия.
Понятно, что крестьяне встречали инициативу новых властей без особого энтузиазма. В отчёте комиссии по изъятию ценностей отметили, к примеру, «маленькое недоразумение» произошедшее в Тумашово. Местные мужики, встретив представителей власти около церкви, стали доказывать им, что у них в храме нет ничего лишнего. Но тумашовский священник своих прихожан не поддержал и согласился выдать серебряный крест, кадило и дароносицу. И в Новой Заимке священник Иоанн Яковлев, дьякон Василий Мореев, церковный староста Измайлов и члены церковного совета Николаев, Васин и Ванягин, по свидетельству председателя комиссии Степана Старкова, «к изъятию отнеслись весьма доброжелательно и очень отдавчиво». А больше всего серебра – три килограмма 703 грамма – удалось вывезти из Вознесенской церкви села Горюново.
В 1922 году в ялуторовских церквях в помощь голодающим собрали 340 килограммов серебра, 407 золотых монет, две медали червонного золота и мешочек драгоценных камней с жемчугом.
Все изъятые ценности 10 июня 1922 года отправили под охраной милиции по железной дороге из Ялуторовска в Тюмень.
Собранные по всей стране старинные иконы, россыпи драгоценных и полудрагоценных камней, серебро и золото были проданы за границу. На вырученные деньги закупали хлеб, станки, вооружение для Красной армии. Государство продолжало наступать на православие. Уже в конце 1920-х годов по всей стране прокатилась волна закрытия храмов, и к началу 1930-х на территории современного Заводоуковского округа не осталось ни одной действующей церкви.
Елена ЕРМАЧКОВА, кандидат исторических наук, преподаватель Заводоуковского отделения Ялуторовского агротехнологического колледжа.