Медиакарта
1:29 | 17 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О нормативном правовом регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тюменской области

В России, как и во всем мире, в последние годы наблюдается рост числа возникающих катастроф природного, экологического и техногенного характера. Регулярно происходят масштабные лесные пожары, а также паводки. Эти стихийные бедствия причиняют значительный материальный ущерб объектам инфраструктуры, жилым строениям, производственным зданиям, нередко погибают люди.

В связи с эти проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стала весьма актуальной.

Так, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий.

В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), уменьшения и ликвидации их негативных последствий в Российской Федерации реализуется государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 300.

Целями и задачи программы являются:

-минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения военных конфликтов и вследствие их ведения, а также от совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах;

-обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий террористических актов и военных конфликтов;

-обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

-обеспечение эффективной деятельности и управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

-развитие системы обеспечения технологической безопасности и безопасности при использовании атомной энергии;

-повышение общего уровня безопасности жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляется Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ), принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Указанным федеральным законом определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральный закон № 68-ФЗ регулирует также деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и определяет основные их полномочия.

Так, к основным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся:

-принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

-осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

-принятия решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;

- информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

-организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержка общественного порядка в ходе их проведения;

-финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

-осуществление единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

-введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-установление регионального уровня реагирования;

-создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие.

-создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

-сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

-установления порядка организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации;

-разработка и утверждение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации;

-установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

-установление дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Нормативные правовые акты, принимаемые органами власти субъектов Российской Федерации в целях реализации возложенных на них полномочий, имеют важное значение в регулировании вопросов защиты населения и территорий от ЧС и стихийных бедствий, ликвидации их последствий, поддержки пострадавших граждан.

Так, на территории Тюменской области постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 № 456-п принята государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Указанной программой предусмотрены мероприятия по строительству (реконструкции) зданий, сооружений необходимых для обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, инженерной защиты территорий области от опасных геофизических процессов, организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и обеспечение пожарной безопасности, поддержание в постоянной готовности систем оповещения для передачи сигналов оповещения и экстренной информации органов управления РСЧС и населения области о наступлении чрезвычайных ситуаций и др.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в программу включены мероприятия, направленные на недопущение распространения COVID-19.

Также, согласно Закону Тюменской области от 28.12.2004 № 323 «О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения могут включать в себя: мониторинг природной и социальной среды, состояния техногенных объектов; прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценку социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производственных и социальных объектов с точки зрения природной и техногенной безопасности; приобретение необходимой техники и оборудования; разработку и осуществление организационных и инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах; подготовку объектов экономики и систем жизнеобеспечения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; подготовку объектов и систем жизнеобеспечения к работе, в том числе к работе в зимний период, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также снижения возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций; строительство и реконструкция объектов, способствующих предупреждению чрезвычайных ситуаций; оказание государственной поддержки строительства и реконструкции объектов инженерного жизнеобеспечения; осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания, а также обучение его действиям в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2021 № 99-п на 2021 год в Тюменской области утвержден План основных мероприятий Тюменской области в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Указанным планом определено, что к основным мероприятиям Тюменской области в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах относятся: участие в организации проведения работы по обустройству мест массового отдыха населения на водных объектах, участие в определении и оборудовании мест ледовых переправ, развертывание на них спасательных ведомственных постов, участие в мероприятиях (созданных комиссиях) по развитию на территории Тюменской области аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», организация и проведение штабной тренировки по гражданской обороне и др.

Также, согласно Положению о планировании, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденному постановлением Правительства Тюменской области от 06.12.2019 № 453-п, в случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС. Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (химическое заражение местности, наводнение, лесные пожары, аварии на объектах жизнеобеспечения и системах жилищно-коммунального хозяйства), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.

Необходимо отметить, что доведение до населения сигналов и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите в Тюменской области осуществляется посредством систем оповещения населения.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и РСЧС Тюменской области, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления Тюменской области, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Тюменской области, сил ГО и РСЧС Тюменской области, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, людей, находящихся в Тюменской области.

Кроме того, в Тюменской области действует положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, утвержденное постановлением Администрации Тюменской области от 19.04.2004 № 30-пк.

Положением определено, что аварийно-спасательные работы на объектах (территориях), подвергшихся воздействию аварий, катастроф, или иных стихийных бедствий, осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также для локализации зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы: приведение в готовность сил постоянной готовности и выдвижения их в зону чрезвычайной ситуации; рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение аварийно-спасательных работ; проведение поисковых работ по обнаружению, пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное, место; выдвижение и ввод на объекты сил и средств, необходимых для выполнения работ; проведение аварийно-спасательных работ; вывод сил и средств по завершению работ и возвращение их к месту дислокации.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Тюменской области и муниципальных образованиях осуществляет Главное управление МЧС России по Тюменской области.

В целях реализации указанных мероприятий, координации и организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления, а также организаций всех форм собственности в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах в Тюменской области созданы комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, возглавляемая Губернатором Тюменской области, и областная эвакуационная комиссия.

Для обеспечения отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате ЧС, в Тюменской области принято постановление Правительства Тюменской области от 22.01.2021 №11-п «Об утверждении Порядка и условий осуществления единовременных денежных выплат гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Так, в Тюменской области в случаях возникновения ЧС, единовременные денежные выплаты гражданам производятся в следующих размерах:

-единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека;

-финансовая помощь гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека);

-единовременное пособие:

членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;

гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).

Таким образом, в Тюменской области приняты достаточные меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, реализацию государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляемые на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов Тюменской области.