Медиакарта
4:27 | 25 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Первый раз в экспериментальный класс

В этом году в школе №1 появился необычный класс. 24 ученика через одиннадцать лет станут первыми выпускниками, которые учились по новым образовательным стандартам. Экспериментальный первый класс ведёт учитель Вероника Валентиновна Земцова.

Учебная программа осталась прежней,– рассказывает В.В. Земцова. – А вот после обеда ребята каждый день по два часа занимаются кружковой работой. Режим дня у нас такой: после первого урока дети завтракают, после третьего урока – выходят на прогулку, после четвёртого – обедают. Расписание составлено с учётом сложности предметов: с утра дети занимаются математикой, русским языком, затем идут более лёгкие предметы – труд, окружающий мир, рисование, физкультура. После учебных занятий дети отдыхают пятнадцать минут. Шестой и седьмой учебные часы – кружки по расписанию. Дети находятся в школе, примерно, в режиме детского сада.

Вероника Валентиновна уже много лет работает с детьми по программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Департамент образования и науки Тюменской области рекомендовал педагогам при внедрении стандартов второго поколения применять в учебном процессе только развивающие программы.

Родителям не стоит считать развивающие программы сложными, недоступными и сомневаться в способностях ребёнка тоже не нужно, – объясняет Вероника Земцова. – Каждый развивается в своём диапазоне. Пусть ребёнок не станет победителем олимпиад, но, поверьте, будет колоссальный отрыв между тем, каким он пришёл в школу и каким из неё выйдет. Первые полгода детям, занимающимся по любой образовательной программе, необходима помощь родителей. Пока он сам не научится себя контролировать и делать всё, как надо.

Первоклашки «нового поколения» встретили нас в конце рабочего дня приветливо и рассказали, чему они уже научились в школе.

Мы учимся писать цифры и буквы, – говорит Лиза Табакова. – Я люблю петь песни, рассказывать стихи. После уроков мы не уходим домой, а занимаемся спортом, рисованием, рукоделием. Изучали даже пальчиковую живопись. В перерыве гуляем во дворе школы.

Родители учащихся экспериментального класса своё положение восприняли спокойно, ни один не перевёл своего ребёнка в другой класс, хотя нагрузка на детей ложится не шуточная. И оплачивать двухразовое горячее питание должны все без исключения: стоит оно около семисот рублей в месяц.

Не у всех родителей найдутся средства платно обучать ребёнка рисованию, танцам, рукоделию. Здесь же во время образовательного процесса в классе действуют девять кружков. Учитель физкультуры Андрей Иванович Бетехтин ведёт два из них: «Расти здоровым», где учит детей вести здоровый образ жизни и заботиться о себе, и «Подвижные игры», где вместе с ребятами изучает русские народные игры и правила игры в коллективе. Два часа в неделю дети занимаются в кружке «Юный гражданин» с педагогом-организатором школы Еленой Александровной Воробьёвой. Кружки эстетическо-художественной направленности «Палитра» и «Конфетти» ведут педагоги Центра детского творчества Татьяна Ивановна Киселёва и Вера Игоревна Толстова, остальные проводит классный руководитель. На кружке с математическим уклоном дети развивают логическое мышление, в «Школе развития речи» учатся пересказывать, говорить красиво и грамотно. На занятиях в кружке «Помогай-ка» делают разные поделки в подарок родителям. Стать людьми неординарными, научиться сравнивать и анализировать ребятишкам помогает кружок «Я — исследователь».

Очень хорошо то, что во второй половине дня с учащимися занимаются другие педагоги, это оживляет учебный день, стимулирует детей работать в полную силу, они учатся строить взаимоотношения с разными людьми, – говорит Вероника Валентиновна. – Внедрять стандарты второго поколения, скажу честно, непросто. Это школа полного дня, дети уходят домой в третьем часу. С одной стороны хорошо — они находятся под присмотром, родители спокойны. Но при этом их нужно так занять, чтобы никто не устал, чтобы школьные часы ребятишки провели с пользой для здоровья. Конечно, наш класс – «пробный шар», но уже сейчас можно сказать, чтобы эффективно внедрять в школы стандарты второго поколения, нужны немалые финансовые средства. Хорошо бы в образовательном учреждении иметь ещё один спортивный зал, помещения для занятий танцами и музыкой,читальный зал в библиотеке, чтобы заниматься не только за школьной партой, а в более комфортной обстановке. Спасибо родителям, в нашем классе есть телевизор, дети могут посмотреть мультфильмы и отдохнуть, и я использую его для учебных занятий, ведь современный урок строится на широком применении технических средств. Неплохо бы иметь в кабинете место для игр с большими мячами, на которых можно делать упражнения для снятия напряжения в позвоночнике, ведь у детей спинки устают, когда они сидят до трёх часов дня.

На будущий учебный год, когда все первые классы образовательных учреждений района перейдут на новые образовательные стандарты, школам понадобятся дополнительные педагогические кадры для воспитательной работы, игровое, спортивное, развивающее оборудование. О том, какую работу проводит Отдел образования в этом направлении, рассказала заведующая методическим кабинетом В.В. Мелюханова:

Пилотная площадка по апробации стандартов второго поколения является центром для обучения учителей, руководителей методобъединений. На сегодня занимаемся теоретической подготовкой педагогов, проводим различные семинары. Мы уже создали модель организации учебной деятельности по новым стандартам. Запросили проекты у каждой школы. Администрации образовательных учреждений составляют список предполагаемых трудностей, которые могут возникнуть в ходе работы. Перед нами встаёт много проблем, например, как учителю работать с двумя классами-комплектами, где найти дополнительные места для занятий и организовать подвоз детей из разных деревень. Эти проблемы обсуждаются, коллективы школ ищут пути решений.

Наталья Гладковская

Фото Екатерины Кадочниковой