В соответствии с Положением об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Управление Минюста России по Тюменской области (далее –Управление) предоставляет государственную услугу по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
В настоящее время создание и деятельность некоммерческих организаций осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», рядом специальных законов об отдельных видах некоммерческих организаций, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе административными регламентами.
По состоянию на 01.01.2021 в ведомственном реестре Управления зарегистрировано 2126 некоммерческих организаций, из них общественных объединений – 892; религиозных организаций – 246; иных некоммерческих организаций – 940, казачьих обществ – 17, региональных отделений политических партий – 31.
За 12 месяцев 2020 года внесено в реестр 128 некоммерческих организаций, из них: 23 общественных объединения, 88 иных некоммерческих организаций, 2 религиозных организации, 5 региональных отделений политических партий.
За 12 месяцев 2020 года поступило 554 заявления (АППГ – 678), из них: в отношении общественных объединений – 176 (АППГ-260), иных некоммерческих организаций – 340 (АППГ-363), религиозных организаций – 26 (АППГ-42), региональных отделений политических партий – 10 (АППГ- 8), казачьих обществ – 2 (АППГ – 5).
Всего за 12 месяцев 2020 года принято 514 (АППГ-638) решений о государственной регистрации некоммерческих организаций, из них:
105 (АППГ-148) решений при создании (общественные - 20, иные некоммерческие организации – 78, религиозные организации – 2, региональные отделения политических партий – 5, казачьи общества - 0),
28 (АППГ-35) решений о государственной регистрации в связи с ликвидацией (общественные объединения – 8, иные некоммерческие организации – 20),
97 (АППГ-112) решений о внесении изменений в учредительные документы (общественные объединения – 44, иные некоммерческие организации - 43, религиозные организации – 8, казачьи общества - 2),
219 (АППГ-301) решение о внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (общественные объединения – 77, иные некоммерческие организации - 125, религиозные организации – 13, региональные отделения политических партий – 4, казачьи общества - 0),
1 (АППГ-3) решение о государственной регистрации в связи с реорганизацией (иные некоммерческие организации - 1),
а также 65 (АППГ-39) решений об отказе в государственной регистрации (общественные объединения - 13, иные некоммерческие организации – 49, религиозные организации - 3).
Кроме того, возвращено по заявлению 56 (АППГ-41) материалов (общественные объединения - 14, иные некоммерческие организации – 30, религиозные организации – 1, региональные отделения политических партий – 1).
Решений об оставлении заявления без рассмотрения в отношении религиозных организаций не принималось.
Основными причинами, послужившими основаниями для принятия решений об отказе в государственной регистрации общественных объединений, являются следующие:
- в нарушение части 3 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" уставы организаций предусматривают символику, однако описание символики в Уставе организации отсутствует;
- в нарушение статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименования организаций не содержат указания на характер их деятельности;
- в нарушение пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в уставах некоммерческих организаций не полностью указана компетенция высшего органа управления;
- при оформлении протоколов собраний допускаются нарушения статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основными причинами, послужившими основаниями для принятия решений об отказе в государственной регистрации иных некоммерческих организаций, являются следующие:
- в нарушение требований п.1 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав некоммерческой организации предусматривает один вид деятельности или несколько видов деятельности, не соответствующие целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами;
- в нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе организаций предусматривается, что символика подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством;
- в нарушение ч.3 ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах не определены предмет и цели деятельности;
- в уставах не отражаются в полной мере вопросы исключительной компетенции высшего органа управления, предусмотренные положениями Гражданского кодекса и статьей 29 Закона о некоммерческих организациях. Часть вопросов, которые отнесены законом к исключительной компетенции высшего органа управления, относятся уставом к компетенции иных органов;
- содержание уставов создаваемых образовательных учреждений не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Специалистами Управления проводится разъяснительная работа, оказывается консультативная помощь заявителям по перечню документов, необходимых для государственной регистрации, а также по требованиям, предъявляемым к их содержанию.
Подробная информация, касающаяся вопросов регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций, размещена на сайте Управления (http://to72.minjust.gov.ru).